№2-4837/2011 `О признании действий по корректировке платы за отопление незаконным`



Дело № 2 - 4837/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» октября 2011 года                                                                    город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре судебного заседания Крупцовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Богдановой Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за отопительные сезоны 2008-2009 годов,

УСТАНОВИЛ:

Богданова Н.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой -2» (далее - ООО «Связькабельстрой-2») о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за отопительные сезоны 2008-2009 годов и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета. В обоснование иска указала, что ООО «Связькабельстрой-2» была произведена корректировка платежей за потребленную тепловую энергию на сумму 2 546 руб. 69 коп. за 2008 год, и 5 694 руб. 88 коп. за 2009 года, которая была выставлена к оплате за ноябрь 2010 года. Полагая, что данная корректировка была произведена ответчиком не в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, считает данные действия ответчика незаконными. При этом просит исключить сумму корректировки платежей за потребленную тепловую энергию за отопительные сезоны 2008-2009 годов на сумму 5 694 рубля 88 коп. из лицевого счета.

Истец, будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не возражала.

Ответчик ООО «Связькабельстрой-2», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявил. Суд не располагает сведениями об уважительности неявки представителя ответчика в судебное заседание.

По определению суда, дело рассмотрено при данной явке в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233-237 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Богданова Н.В. является нанимателем жилого помещения - <адрес> по п<адрес> в <адрес>, что подтверждается договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.

Управляющей организацией, предоставляющей услуги по содержанию и обслуживанию жилого дома является ООО «Связькабельстрой-2». Приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.

В ноябре 2010 года истцом была получена квитанция по корректировке оплаты за отопление за отопительные сезоны 2008-2009 годов, согласно Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 на сумму 5 694 рубля 88 коп.

В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным жилым домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специального потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг(далее - Правила).

В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно п. 16 указанных Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Возможность периодической корректировки исполнителем размера оплаты за коммунальные ресурсы предусмотрена п.п. 19,21,23 и 25 Правил. При этом, из содержания п.п. 19 и 21 Правил следует, что для корректировки платы за отопление предусмотрено два способа: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета, и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем электрической энергии и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Вышеуказанная правовая норма содержит прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.

Из материалов дела усматривается, что истцу корректировка платы за отопительный сезон в 2008-2009 годах с включением начисленной суммы корректировки в квитанцию по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ноябрь 2010 года была произведена в соответствии с п.19 Правил, поскольку дом, в котором проживает истец общедомовыми приборами учета не оборудован.

Как следует из текста искового заявления, ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» возможность корректировки за отопление предусмотрена в договоре на отпуск тепловой энергии, заключенного между ООО «Связькабельстрой-2» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «ТГК-2».

Вместе с тем, то обстоятельство, что ОАО «ТГК-2» выставляет счета ООО «Связькабельстрой-2» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством РФ. Кроме того, в доме по пр. Троицкий 161 общедомовые приборы учета отсутствуют, а возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена.

В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

В установленном законом порядке, за спорный период, извещение истца об изменении тарифов и нормативов не производилось, доказательств обратного ответчиком суду в порядке ст.56 ГПК РФ представлено не было.

Учитывая вышеизложенное, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъекта.

В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.

Из положений данной правовой нормы следует, что вопрос о методике определения количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь, учитываются согласно Приложению № 2 к Правилам при подсчете размера платы за коммунальные услуги.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что корректировка платежей за потребленную тепловую энергию не была обусловлена изменением тарифов по оплате коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация при определении количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение дома истца, в котором отсутствуют приборы учета, исходила из иных нормативов потребления коммунальных услуг, чем установленные органами местного самоуправления, что и явилось причиной образования разницы в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией).

Исходя из вышеизложенного, в силу указанных выше правовых норм при отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учета корректировка платы за отопление возможно только исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления, которые в спорный период в установленном порядке не производились, вследствие чего суд приходит к выводу о том, что действия ООО «Связькабельстрой-2» по начислению по <адрес> дополнительной платы за потребленную тепловую энергию за отопительные периоды 2008-2009 годов в сумме 5 694 руб. 88 коп. являются незаконными.

При таких обстоятельствах, исковые требования Богдановой Н.В. подлежат удовлетворению, ООО «Связькабельсрой-2» обязано исключить корректировку платежей за потребленную тепловую энергию за отопительный период 2008-2009 годов из лицевого счета истца.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 103 ГПК РФ, п.п.3 п.1 333.19 НК РФ с Общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Богдановой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за отопительный период 2008-2009 годов и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета - удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей, произведенных Богдановой Н.В. за потребленную тепловую энергию за отопительный сезон 2008-2009 годов незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2 исключить сумму корректировки платежей за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы из лицевого счета Богдановой Н.В..

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Архангельска заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами также в Архангельский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                                      И.В. Машутинская

Мотивированное заочное решение изготовлено 28 октября 2011 года.