о возложении обязанности предоставить меры соцтальной поддержки



Дело № 2-4993/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 октября 2011 года                                                                          город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Валуйского Н.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

установил:

прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Валуйского Н.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что Валуйский Н.И. имеет право на льготы, установленные статьей 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», следовательно, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на улучшение жилищных условий, которое может быть осуществлено путем предоставления жилого помещения по договору социального найма либо путем выделения безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения. Постановлением главы администрации МО «Липовское» от 14 января 2010 года № 1 Валуйский Н.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, документы направлены для включения его в список получателей субсидии. Однако, Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области Валуйский Н.И. не включен в список граждан-получателей субсидии, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Прокурор полагает возможным обязать ответчика включить Валуйского Н.И. в список граждан-получателей субсидии, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Прокурор Вельского района Архангельской области в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Валуйский Н.И. в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поскольку в силу возраста и состояния здоровья участвовать в рассмотрении дела не имеет возможности; заявленные прокурором в его интересах требования поддержал.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В направленном в суд отзыве на исковое заявление указал, что поскольку инвалидность Валуйского Н.И. не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, федеральным законодательством не предусматривается возможность его обеспечения мерами социальной поддержки в виде предоставления жилья за счет средств федерального бюджета.

От третьего лица - администрации муниципального образования «Липовское» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, изучив материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 4 ст. 17 Закона «О ветеранах», военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Валуйскому Н.И. было выдано удостоверение серии И , в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные ст. 17, 14 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, Валуйский Н.И. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию (по зрению).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением администрации МО «Липовское» от ДД.ММ.ГГГГ Валуйский Н.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что на праве частной собственности Валуйскому Н.И. принадлежит деревянный одноэтажный <адрес>, с печным отоплением, общей площадью 90,9 кв.м, жилой площадью 58,7 кв.м; дому необходим ремонт, он не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Не оспаривая факт признания Валуйского Н.И. нуждающимся в жилом помещении, ответчик ссылался на то, что поскольку инвалидность в связи с полученным ранением на фронте у истца не установлена, то меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» только лишь в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Принимая во внимание, что истец является собственником жилого помещения, в котором проживал до помещения в социальное учреждение, в настоящее время проживает в социальном учреждении, факт его выселения из служебного жилого помещения не установлен, то основания для предоставления ему жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствуют.

Указанные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Соответственно, Валуйский Н.И. будучи участником Великой Отечественной Войны, имеет право на установленные в ст. 17, 14 Закона меры социальной поддержки.

Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2, и остальных поименованных в пп. 1 категорий участников Великой Отечественной войны.

Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников ВОВ из числа лиц, поименованных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Закона для инвалидов войны.

Валуйский Н.И., имея право на установленные для участников ВОВ меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом 1 группы, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 17, 14 Закона, включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (п. 16 Порядка).

Согласно п. 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (п. 20 Порядка).

Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Валуйский Н.И. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных прокурором в интересах Валуйского Н.И. исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Валуйского Н.И. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности включить в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить Валуйского Н.И., 22 мая 1927 года рождения, в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                                  Г.В. Гулева

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2011 года.