«06» сентября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Шиловской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобыкиной В.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Бобыкина В.А. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Свои требования мотивировала тем, что принадлежит к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Баева Е.А. решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 17.04.1998 была лишена родительских прав, умерла 04.09.2003. Отец Ковров А.В. умер 04.04.1991. С 17.09.1998 по 01.10.2006 она воспитывалась в ГОУ «Детский дом-школа №6» и находилась на полном государственном обеспечении. Администрацией Соломбальского округа ей было временно предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу: г. Архангельск, ул. Физкультурников, д. 40, кв. 5. Данное жилое помещение является неблагоустроенной однокомнатной квартирой, находится в ненадлежащем техническом состоянии. Истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, что послужило поводом для обращения в суд с данным иском. При этом в иске просил обязать ответчика включить Бобыкину В.А. в список граждан для внеочередного предоставления жилого помещения по г. Архангельску; предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субвенций областного бюджета. Истец Бобыкина В.А., извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, направив своего представителя.. Представитель истца Шильниковская Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным основаниям. При этом просила обязать ответчика предоставить Бобыкиной В.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В связи с отказом представителя истца от исковых требований в части обязании мэрии г. Архангельска включить Бобыкину В.А. в список граждан и для внеочередного предоставления жилого помещения по г. Архангельску, определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 06.09.2011 производство по делу в данной части было прекращено. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Храмова Я.В., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств областного бюджета. При этом не оспаривала тот факт, что Бобыкина В.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время проживает во временном предоставленном неблагоустроенном жилом помещении, которое не содержит надлежащим образом. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Правительство Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представитель департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска как органа опеки и попечительства Сырорыбова Ю.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска не возражала. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено и никем не оспаривается, что Бобыкина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Как следует из материалов дела мать Бобыкиной В.А. - Баева Е.А. решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 17.04.1998 была лишена родительских прав, умерла 04.09.2003. Отец Ковров А.В. умер 04.04.1991. Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № № Бобыкина В.А. направлена в учреждение интернатного типа и за ней закреплено право на получение жилого помещения в Соломбальском территориальном округе. С 17.09.1998 по 01.10.2006 Бобыкина В.А. воспитывалась в ГОУ «Детский дом -школа №6», была зарегистрирована по месту пребывания и проживала по адресу: г. Архангельск, ул. К.Маркса, д. 51 и находилась на полном государственном обеспечении. Материалами дела установлено, что приказом администрации Соломбальского территориального округа мэрии г. Архангельска № № от ДД.ММ.ГГГГ Бобыкиной В.А. <адрес> № <адрес> жилой площадью 16,1 кв.м., общей площадью 31,7 кв.м. без снятия с учета нуждающихся в получении благоустроенного жилья. Из сообщения администрации Соломбальского территориального округа мэрии г. Архангельска от 26.08.2011 по данным технического паспорта дом № <адрес> деревянный, неблагоустроенный, физический износ здания на 1998 год составляет 45%. Факт того, что квартира не соответствует предъявляемым к жилому помещению требованиям, в том числе в части санитарно-технического состояния, равно как его предоставление Бобыкиной В.А. в качестве временного жилья, представитель ответчика в судебном заседании не отрицал. Также материалами дела установлено, что по состоянию на 16.07.2010 Бобыкина В.А. включена в списки для внеочередного предоставления жилья по г. Архангельску за № №, по Соломбальскому округу за № № Таким образом, в настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания и по окончании обучения таким обеспечена не была. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46). Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств. Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 5 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям. Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения). Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения). Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2). Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4). Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8). Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9). Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 10). Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом изложенного, истец Бобыкина В.А., обладающая соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Бобыкиной В.А. Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей. В силу ст. 98 ГПК РФ с мэрии г. Архангельска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Бобыкиной В.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска предоставить Бобыкиной В.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Бобыкиной В.А. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2011 года.