«07» сентября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Шиловской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кручинина Е.Ю. к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска об обязании произвести капитальный ремонт, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Кручинин Е.Ю. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска об обязании произвести капитальный ремонт жилого дома, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указал, что является нанимателем жилого помещения - <адрес> в г. Архангельске по договору социального найма. Дом, в котором расположено занимаемое истцом жилое помещение, 1963 постройки, состоит из 12 жилых помещений, 7 жилых помещений находятся в муниципальной собственности. В ходе проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией, установлена необходимость проведения капитального ремонта фундамента, цокольного перекрытия и теплового узла указанного жилого дома. 27.10.2010 по инициативе представителя собственника муниципального жилищного фонда МО «Город Архангельск»- начальника МУ «Информационно-расчетный центр» состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> в г. Архангельске. МУ «Информационно-расчетный центр», являясь представителем мэрии, воздержалось от принятия решения о проведении капитального ремонта дома, в том числе фундамента и теплового узла. С учетом изложенного и принимая во внимание, что мэрия г. Архангельска по отношению к истцу является наймодателем жилого помещения, Кручинин Е.Ю. просил обязать ответчика произвести капитальный ремонт свайного основания, цокольного перекрытия, теплового пункта <адрес> в г. Архангельске. Истец Кручинин Е.Ю. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело без его участия. В судебном заседании представитель истца Тропичев М.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме. Также просил взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Юрковская А.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. При этом необходимость проведения указанных ремонтных работ, их объем и характер не оспаривала. В обоснование возражений ссылалась на несоблюдение установленного жилищным законодательством порядка принятия решений о проведении капитального ремонта дома, необходимости софинансирования со стороны собственников квартир работ по капитальному ремонту свайного основания, цокольного перекрытия и теплового пункта. Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Северный» Гаврилов Г.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. По его мнению, представленными в материалы дела доказательствами подтверждена необходимость выполнения ремонта свайного основания, цокольного перекрытия, теплового пункта <адрес> в г. Архангельске, которые, по его мнению, носят капитальный характер. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Судом установлено и никем не оспаривается, что Кручинин Е.Ю. на основании договора социального найма № № от ДД.ММ.ГГГГ года является нанимателем жилого помещения - <адрес> в г. Архангельске. В соответствии со ст. 60 Жилищного Кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Согласно п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Исходя из толкования данных правовых норм в совокупности, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению капитального ремонта действующее законодательство возлагает на собственника жилого фонда, либо уполномоченное им лицо, которое является наймодателем. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ года Государственной жилищной инспекцией Архангельской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Северный». В ходе проведения проверки выявлены нарушения правил содержания и эксплуатации жилого <адрес> в г. Архангельске, а именно: неисправность цокольного перекрытия (балки, трещины, прогибы, повреждения гнилью); неисправность фундамента (осадка, повреждения свай гнилью); стены пристроенного к дому помещения теплового пункта имеют значительные повреждения (стены деформированы, сильно повреждены гнилью, имеют просадки). Кровля теплового пункта деформирована, стропила и обрешетка имеют трещины, прогибы, повреждены гнилью. Пол внутри теплового пункта частично разрушен имеет значительный уклон и глубокие трещины, следы коррозии и многочисленных ремонтов оборудования теплового пункта. По результатам данной проверки Государственной жилищной инспекцией Архангельской области пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта фундамента, перекрытия дома и теплового пункта. Кроме того, в материалах дела имеется акт обследования жилого <адрес> в г. Архангельске от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что комиссия в составе зам. директора ООО «УК «Северный», ведущего специалиста службы найма жилья МУ «ИРЦ» произвела осмотр жилого <адрес>. В ходе осмотра установлено, что дом деревянный, 2-х этажный, оборудован центральным отоплением, канализацией, ХВС, ГВС, построен в 1963 году, износ по данным БТИ на 1996 год составил 17%. Последний капитальный ремонт проводился в 1990 году. Кроме того, установлено, что деревянные сваи поражены гнилью, частично деформированы; цокольное перекрытие имеет явные уклоны, имеет искривление наружных стен по горизонтальной и вертикальной осям. При осмотре кровли выявлены трещины и сколы шиферного покрытия. По результатам обследования дома комиссия пришла к выводу о том, что требуется капитальный ремонт свайного основания дома, замена цокольного перекрытия. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, подтверждающих проведение каких-либо работ по капитальному ремонту фундамента, цокольного перекрытия и теплового пункта <адрес> в г. Архангельске, ответчиком суду представлено не было. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт необходимости проведения капитального ремонта свайного основания, цокольного перекрытия и теплового пункта <адрес> в городе Архангельске нашел свое подтверждение. Также в судебном заседании установлено, что с 01.09.2009 <адрес> в г. Архангельске передан в управление обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный», что подтверждается имеющимся в материалах дела договором управления многоквартирным домом. В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, решение о проведении капитального ремонта должно приниматься на общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес> г. Архангельске. При этом согласно упомянутой норме права и положениям п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Следовательно, решение вопроса о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о сроках его проведения, необходимом объеме работ, порядке его финансирования и т.д. должно приниматься на общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Архангельске. При этом обязанность нести расходы по его проведению возлагается на собственников жилых помещений. Из материалов дела усматривается, что указанный многоквартирный жилой дом состоит из 12 помещений, общей площадью 455,90 кв.м. Из них 7 жилых помещений - 278,30 кв.м. находится в муниципальной собственности, что составляет 61,04% от общей площади дома. В собственности граждан находится 5 жилых помещений - 177,60 кв.м.- 38,96% от общей площади дома. Кроме того, из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ года было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Архангельск, <адрес> в форме заочного голосования, на повестку дня которого были вынесены вопросы об утверждении плана работ по капитальному ремонту, согласно смете на капитальный ремонт, стоимости проведения работ и об участии в проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в 2010 году за счет средств собственников. Из протокола № 1 от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что решения по указанным вопросам не были приняты, поскольку 89,77% голосов, принявших участие в голосовании, воздержались. В голосовании приняло участие 8 помещений (310,00 кв.м. или 68,00% от общего числа голосов). Из общего числа голосовавших: 7 жилых помещения (278,30 кв.м.) принадлежат на праве собственности МО «Город Архангельск» (89,77% от общего числа голосовавших); 1 жилое помещение (31,70 кв.м.) принадлежат на праве собственности гражданам (10,23% от общего числа голосовавших). Таким образом, мэрия г. Архангельска, фактически являющаяся собственником большей доли общего имущества указанного многоквартирного дома, инициировав проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме по вопросу проведения его капитального ремонта, воздержалась от голосования, в связи с чем решение по данному вопросу принято не было. Доказательств обратного, суду представлено не было. Таким образом, управляющая компания не могла надлежащим образом исполнять условия договора управления многоквартирным домом, в том числе по проведению ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению работ по капитальному ремонту дома возлагается на мэрию г. Архангельска как на собственника муниципального жилищного фонда, обязанного в соответствии с законом нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества. Принимая во внимания положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми для выполнения ремонтных работ капитального характера необходимо соблюсти определенную процедуру и установленные сроки, с учетом мнения представителей истца и ответчика, полагавших разумным срок для проведения капитального ремонта дома равный 6 месяцам, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность произвести капитальный ремонт дома, в котором проживает истец в срок до 01 апреля 2012 года. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. В силу п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В подтверждение расходов на оплату услуг представителя истцом представлен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между ИП Тропичевым М.А. и Кручининым Е.Ю.(далее - Договор), квитанция ИП Тропичева М.А. к приходно-кассовому ордеру № № от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму <данные изъяты> руб. Согласно п. 3 Договора стоимость услуг, оказываемых по договору от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. и включает представление интересов в суде на 3-х судебных заседаниях. Выход на дополнительные заседания оплачивается исходя из расценки: <данные изъяты> руб. за 1 судебное заседание. При определении подлежащей взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя суд учитывает количество судебных заседаний по делу (четыре судебных заседания), в которых принимал участие представитель истца, их продолжительность, принимает во внимание возражения представителя ответчика, полагавшего заявленный размер судебных расходов чрезмерно высоким, а также принципы разумности и справедливости, и находит подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб. В силу ст. 98 ГПК РФ с мэрии города Архангельска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 200 руб. Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Кручинина Е.Ю. к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска об обязании произвести капитальный ремонт, взыскании судебных расходов - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска в срок до 01 апреля 2012 года произвести работы по капитальному ремонту свайного основания, цокольного перекрытия, теплового пункта <адрес> в городе Архангельске. Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Кручинина Е.Ю. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., всего на сумму: <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2011 года.