о понуждении к предоставлению субсидии



Дело № 2-3795/2011 Именем Российской Федерации Решение

«09» сентября 2011 года                                                                 город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Шиловской И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой П.М. к министерству строительства Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о понуждении к предоставлении жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Петрова П.М. обратилась в суд с иском к министерству строительства Архангельской области о понуждении к предоставлению жилищной субсидии. Свои требования мотивировала тем, что она и члены ее семьи с момента рождения проживают в Мезенском районе Архангельской области. С 03.10.1996 она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и в связи с этим заведено учетное дело № Петрова П.М. подала заявление о включении ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2005 № 153 и заявление о включении в список желающих на получение жилищного сертификата в 2011 году.

Петрова П.М. была признана участником подпрограммы и включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году как гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории инвалида 1-2 группы, инвалида с детства. Вместе с тем, 21.04.2011 истцу было отказано в оформлении ГЖС по тому основанию, что в октябре 2010 года ей была предоставлена субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Полагая, что меры социальной поддержки, предоставляемые в рамках ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не являются аналогичными, считала отказ в оформлении ГЖС незаконным. Предоставленная мера социальной поддержки в виде жилищной субсидии на улучшение жилищных условий позволила ей приобрести пригодное для проживания жилое помещение в пределах территории Архангельской области без учета членов ее семьи. Указанное не свидетельствует об утрате ею права на получение меры социальной поддержки в связи с выездом из районов Крайнего Севера. На этом основании просила обязать ответчика предоставить ей в 2011 году на состав семьи четыре человека, включая Петрову Г.С., Петрова А.К., Петрова В.А. жилищную субсидию на основании ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и выдать государственный жилищный сертификат.

В судебное заседание Петрова П.М. и третье лицо Петров А.К. не явились, направив своего представителя.

Представитель истца и третьего лица Петрова А.К. - Виноградов М.В., действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. По его мнению, поскольку Петровой П.М. была предоставлена мера социальной поддержки по ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» без учета членов семьи и позволила улучшить жилищные условия только в рамках фактического места проживания в районе Крайнего Севера, она не может быть исключена из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2005 № 153, т.к. в субъектный состав последней не входят участники и ветераны Великой Отечественной войны. В связи с тем, что данные меры социальной поддержки имеют разные основания и условия реализации, истец имеет право на их получение в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Петрова Г.С. исковые требования поддержала. При этом пояснила, что в случае предоставления Петровой П.М. меры социальной поддержки в связи с выездом из районов Крайнего Севера приобретенное с использованием субсидии, предоставленной в рамках ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», будет сдано истцом и членами его семьи ответчику, тем самым двойного предоставления меры социальной поддержки не произойдет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Петров В.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представитель ответчика министерства строительства Архангельской области Боронина А.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. При этом пояснила, что действующее законодательство предусматривает в качестве основания для отказа в признании участником подпрограммы реализацию ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленной за счет средств федерального бюджета. Указанное основание подразумевает получение гражданином субсидии в рамках любого нормативно-правового акта, предусматривающего получение субсидий за счет средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий.

В процессе судебного разбирательства с согласия представителя истца к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования «Мезенский район». Будучи извещенной о времени и месте судебного заседания, она своего представителя в суд не направила, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом ответчиком был направлен отзыв, в котором с иском не согласился по тому основанию, что истец не соответствует предъявляемым к участникам подпрограммы требованиям, ранее реализовал право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, в связи с чем в иске надлежит отказать.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу положений ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Закон) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Аналогичные положения закреплены в пп. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС).

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, следует, что государство приняло на себя обязательство способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление им социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом законодатель в вышеуказанных нормах права предусмотрел ряд условий, которым должен соответствовать гражданин в целях приобретения права на получение жилищной субсидии в случае выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Так, он должен прибыть в вышеуказанные районы до 01.01.1992; иметь общую продолжительность стажа работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями не менее 15 календарных лет; не иметь жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаться в его улучшении и не получать ранее субсидии на эти цели.

Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, Петрова П.М. 30.06.2010 обратилась в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о включении ее с составом семьи 3 человека, в том числе сын Петров А.К. и невестка Петрова Г.С., в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством».

Одновременно ею было подано заявление о включении ее, как участника вышеназванной подпрограммы, в список желающих получить жилищный сертификат в 2011 году. При этом Петрова П.М. обязалась безвозмездно передать занимаемое ее семьей жилое помещение в муниципальную собственность.

Поскольку как участник подпрограммы истец соответствовал всем предъявляемым требованиям и условиям, на основании сводного списка граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2011 году, в рамках предусмотренных для Архангельской области бюджетных средств на 2011 год, Петрова П.М. была включена в список граждан-получателей ГЖС в 2011 году, утвержденный министром строительства Архангельской области 14.03.2011.

На основании вступившего в законную силу решения Лешуконского районного суда Архангельской области от 12.04.2011 невестка Петрова Г.С. и внук Петров В.А. были признаны членами семьи Петровой П.М.

Согласно свидетельству о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета от , в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» истцу была выделена безвозмездная жилищная субсидия на приобретение жилья в размере <данные изъяты>. руб., рассчитанная без учета членов семьи Петровой П.М.

При оформлении ГЖС в соответствии с установленным действующим законодательством порядком, администрация МО « Мезенский район» отказало в оформлении ГЖС истцу в связи с получением жилищной субсидии в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», о чем направило соответствующее письмо в министерство строительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ и Петровой П.М. от ДД.ММ.ГГГГ

Полагая отказ в оформлении ГЖС истцу обоснованным, представитель ответчика министерства строительства Архангельской области ссылался на то, что у истца отсутствует право на получение ГЖС поскольку в октябре 2010 года им были улучшены жилищные условия за счет средств федерального бюджета путем получения государственной жилищной субсидии в рамках ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Суд не может согласиться с данными доводами стороны ответчика в силу следующего.

Как следует из буквального толкования положений ст. 1 Закона, одним из условий предоставления жилищных субсидий гражданам является отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаемость в его улучшении и неполучение субсидий на эти цели.

Таким образом, при соответствии гражданина иным предъявляемым требованиям, отсутствие у него жилого помещения в других регионах Российской Федерации, если он не получал субсидии на его приобретение, является достаточным основанием претендовать на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Нуждаемость в жилом помещении является альтернативным и необязательным условием для получения гражданином социальной выплаты на приобретение жилья в случае выезда из районов с неблагоприятными климатическими условиями.

В процессе судебного разбирательства представитель ответчика министерства строительства по Архангельской области подтвердил тот факт, что обеспеченность гражданина пригодным для проживания жилым помещением сверх установленной учетной нормы не является препятствием для выдачи ему социальной выплаты для приобретения жилья в ином регионе Российской Федерации в рамках реализации Закона.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ни Петрова П.М., ни члены ее семьи не имеют иного жилого помещения в других регионах Российской Федерации и на его приобретение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилищных субсидий они не получали, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение данной выплаты.

При этом, по мнению суда, ссылки представителя ответчика на положения пп. «г» п. 22 Правил выпуска ГЖС об обратном не свидетельствуют.

В силу указанной нормы права основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, как видно из материалов дела и никем не опровергнуто, Петрова П.М. является участником подпрограммы по пп. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации ГЖС как лицо, выезжающее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и в рамках реализации данной подпрограммы она и члены ее семьи социальную выплату на улучшение жилищных условий не получали.

То обстоятельство, что истец получил социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», не лишает его и членов его семьи права на получение ГЖС для приобретения жилья в другом регионе Российской Федерации.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ о 21.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», п. 6, 8, 10 Постановления Администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», основным условием предоставления участникам Великой Отечественной войны такой меры социальной поддержки, как обеспечение жилым помещением, является нуждаемость в улучшении жилищных условий. При этом субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется из расчета на одного человека-получателя субсидии (без учета членов семьи ветерана и участника ВОВ) и жилое помещение должно быть приобретено в границах населенного пункта, расположенного на территории Архангельской области.

В силу п. 13 Правил выпуска и реализации ГЖС социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, в рамках реализации подпрограммы жилищная субсидия гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставляется с учетом всех членов его семьи.

В связи с тем, что предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в случае выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имеет иные цели и условия выдачи, право на ее получение не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином права на проживание в пригодном для этого жилом помещении, соответствующем санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального образования, в котором был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с членами своей семьи, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от степени родственных с ним отношений, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов с неблагоприятными климатическими условиями.

Положения пп. «а» п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи, свидетельствуют о невозможности неоднократного получения социальной выплаты для целей приобретения жилого помещения в случае выезда из районов с неблагоприятными климатическими условиями.

Поскольку ответчиками не было представлено доказательств реализации истцом или членами его семьи права на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Более того, при разрешении данного спора суд полагает возможным учесть то обстоятельство, что Петрова П.М., являющаяся собственником жилого помещения, и проживающие в нем члены ее семьи выразили свое согласие на передачу данного жилого помещения по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на ГЖС, как того требуют положения ст. 6 Закона.

При таких обстоятельствах, двойного предоставления льгот истцу не произойдет.

Приходя к данному выводу, суд полагает необходимым возложить обязанность по предоставлению Петровой П.М. жилищной субсидии и выдаче ГЖС на министерство строительства Архангельской области в силу следующего.

В соответствии с пп. «в» п. 18 Правил выпуска ГЖС Выдачу сертификатов осуществляет гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «г», «е» - «з» п. 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

Согласно п. 2 Постановление Администрации Архангельской области от 12.11.2007 № 182-па «Об утверждении Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на территории Архангельской области» оформление и передачу государственных жилищных сертификатов органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - органы местного самоуправления), осуществляет министерство строительства Архангельской области.

Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является министерство строительства Архангельской области.

Поскольку первоначально Петрова П.М. была включена в список граждан-получателей ГЖС в 2011 году и право на его приобретения не утратила, при этом оно не было реализовано не по ее вине, ГЖС должен быть ей выдан в 2011 году на состав семьи из четырех человек, включая сына Петрова А.К., невестку Петрову Г.С. и внука Петрова В.А., признанных вступившим в законную силу решением суда членами семьи истца.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Петровой П.М. к министерству строительства Архангельской области о понуждении к предоставлению государственной жилищной субсидии - удовлетворить.

Обязать министерство строительства Архангельской области предоставить в 2011 году Петровой П.М. на состав семьи четыре человека, включая Петрова А.К., Петрову Г.С., Петрова В.А. жилищную субсидию на основании Федерального закона от 25.10.2001 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и выдать государственный жилищный сертификат.

В удовлетворении исковых требований Петровой П.М. к администрации МО «Мезенский муниципальный район» о понуждении к предоставлению государственной жилищной субсидии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                        Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2011 года.