«19» сентября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Шиловской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыряновой И.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждению к исключению суммы корректировки платежей из лицевого счета, УСТАНОВИЛ: Зырянова И.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» (далее - ООО «Связькабельстрой-2») о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета. В обоснование иска указала, что ООО «Связькабельстрой-2» была произведена корректировка платежей за потребленную тепловую энергию на сумму <данные изъяты> за 2008 года и на сумму <данные изъяты> за 2009 год. Полагая, что данная корректировка была произведена ответчиком с нарушением порядка расчета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, считает данные действия незаконными. Истец Зырянова И.А. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ответчик ООО «Связькабельстрой-2», извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, представив письменный отзыв, в котором указал о несогласии с иском. Также просил применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика МУ «Информационно-расчетный центр» (далее - МУ «ИРЦ») направил письменное мнение по иску и просил рассмотреть дело в свое отсутствие. ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» (далее - ОАО «ТГК-2»), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило. Исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что Зырянова И.А. является собственником жилого помещения - квартиры <адрес> в г. Архангельске, что подтверждается договором приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №№ (регистрационная запись МУ «Бюро технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ). Также установлено, что 01 мая 2008 года между ООО «Связькабельстрой-2» и собственниками жилых помещений дома № 161 по пр. Троицкий в г.Архангельске был заключен договор управления многоквартирным домом. Приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют. В ноябре 2010 года истец получил квитанции по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы на сумму <данные изъяты>. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ч. 1 и ч. 2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Частью 4 ст.155 ЖК РФ определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ). Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст.157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Пунктом 15 Правил определено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Таким образом, вышеуказанная норма права содержит прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан. Из положений п.п. «а» п. 19 Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Под корректировкой следует понимать разницу между выставленными счетами за поставленную ОАО «ТГК-2» тепловую энергию по технической нагрузке конкретного дома, и начисленными населению платежами по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, утвержденным решением Архангельского городского совета депутатов. В силу п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Из положений данной правовой нормы следует, что метод определения количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь, учитываются согласно Приложению № 2 к Правилам при расчете размера платы за коммунальные услуги. В данном случае, корректировка платежей за потребленную тепловую энергию не была обусловлена изменением тарифов по оплате коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация при определении количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение дома № 161 по пр. Троицкий в г. Архангельске, в котором отсутствуют приборы учета, исходила из иных нормативов потребления коммунальных услуг, чем установленные органами местного самоуправления, что и явилось причиной образования разницы в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что проведение корректировки платежей исходя из поставленной ОАО «ТГК-2» тепловой энергии по технической нагрузке конкретного дома, а не из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг является нарушением прав граждан потребителей коммунальных услуг. В связи с чем, действия ООО «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы являются незаконными. При таких обстоятельствах ООО «Связькабельстрой-2» обязано исключить корректировку платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы из лицевого счета истца. При разрешении ходатайства ответчика в части применения последствий пропуска истцом срока на обращение за защитой своего права суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу ст.196 ГКРФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно ч.2 ст. 199 ГКРФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Суд, оценивая представленные доказательства, полагает, что истец о нарушении своего права узнал в ноябре 2010 года при получении квитанции по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008 и 2009 годы, в связи с чем, срок обращения в суд истцом не пропущен. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с чем с ООО «Связькабельстрой-2» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Зыряновой И.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждению к исключению суммы корректировки платежей из лицевого счета- удовлетворить. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей, произведенных Зыряновой И.А. за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы незаконными. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» исключить сумму корректировки платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы из лицевого счета Зыряновой И.А.. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» в доход местного бюджета государственную пошлину 200 руб. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Председательствующий Е.В. Кучьянова Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года.