о признании незаконными действий по корректировке платежей



Дело № 2-4394/2011 Именем Российской Федерации Решение

«19» сентября 2011 года                                                                     город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Шиловской И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кореловой Л.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2009 год и понуждению к исключению корректировки платежей из лицевого счета,

УСТАНОВИЛ:

Корелова Л.Г. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» (далее - ООО «Связькабельстрой-2») о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2008-2009 годы и понуждении к исключению корректировки платежей из лицевого счета. В обоснование иска указала, что ООО «Связькабельстрой-2» была произведена корректировка платежей за потребленную тепловую энергию на сумму <данные изъяты> за 2008 год и <данные изъяты> за 2009 год. Полагая, что данная корректировка была произведена ответчиком с нарушением расчета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, считает данные действия ответчика незаконными.

В судебном заседании истец Корелова Л.Г. исковые требования уточнила по изложенным в иске основаниям. При этом просила признать незаконными действия ООО «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию, произведенных ей за 2009 год, и обязать ООО «Связькабельстрой-2» исключить сумму корректировки платежей за потребленную тепловую энергию за 2009 год из лицевого счета Кореловой Л.Г.

Ответчик ООО «Связькабельстрой-2», извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил. В направленном в суд отзыве на иск представитель ответчика Фофанов А.Н., действующий на основании доверенности, просил применить срок исковой давности и в иске отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее - ОАО «ТГК-2»), направил письменное мнение по иску и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика МУ «Информационно-расчетный центр» (далее - МУ «ИРЦ») направил письменное мнение по иску и просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Корелова Л.Г. является собственником жилого помещения - <адрес> в г. Архангельске, что подтверждается свидетельством о регистрации права ДД.ММ.ГГГГ

Также установлено, что 01 мая 2008 года между ООО «Связькабельстрой-2» и собственниками жилых помещений <адрес> в г. Архангельске был заключен договор управления многоквартирным домом. Приборы учета тепловой энергии в данном доме отсутствуют.

В ноябре 2010 года истец Корелова Л.Г. получила квитанцию по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию на сумму <данные изъяты> за 2009 год.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Частью 4 ст. 155 ЖК РФ определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Пунктом 15 Правил определено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, вышеуказанная норма права содержит прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.

Из положений п.п. «а» п. 19 Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Корректировка представляет собой разницу между выставленными счетами за поставленную ОАО «ТГК-2» тепловую энергию по технической нагрузке конкретного дома, и начисленными населению платежами по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, утвержденным решением Архангельского городского совета депутатов.

В силу п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Из положений данной правовой нормы следует, что метод определения количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь, учитываются согласно Приложению № 2 к Правилам при расчете размера платы за коммунальные услуги.

В данном случае, корректировка платежей за потребленную тепловую энергию не была обусловлена изменением тарифов по оплате коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация при определении количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение дома № 161 по пр. Троицкий в г. Архангельске, в котором отсутствуют приборы учета, исходила из иных нормативов потребления коммунальных услуг, чем установленные органами местного самоуправления, что и явилось причиной образования разницы в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что проведение корректировки платежей исходя из поставленной ОАО «ТГК-2» тепловой энергии по технической нагрузке конкретного дома, а не из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг является нарушением прав граждан потребителей коммунальных услуг. В связи с чем, действия ООО «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2009 год являются незаконными.

Следовательно, ООО «Связькабельстрой-2» обязано исключить корректировку платежей за потребленную тепловую энергию за 2009 год из лицевого счета истца.

При этом трехгодичный срок исковой давности на обращение в суд, установленный в ст. 196 ГК РФ, подлежит исчислению с декабря 2010 года, т.е. с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав со стороны ответчика. Поскольку срок исковой давности не пропущен, оснований для отказ в иске по данном основанию не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Кореловой Л.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» о признании незаконными действий по корректировке платежей за потребленную тепловую энергию за 2009 год и понуждению к исключению корректировки платежей из лицевого счета - удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» по корректировке платежей, произведенных Кореловой Л.Г. за потребленную тепловую энергию за 2009 год незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Связькабельстрой-2» исключить сумму корректировки платежей за потребленную тепловую энергию за 2009 год из лицевого счета Кореловой Л.Г..

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                            Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года.