2-4910/2011 о прзнани права на предоставление мер социальной поддержки



Дело № 2-4910/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года                                                              город Архангельск                                     

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шехина П.М. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности восстановить в списках лиц, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, обеспечить замену специального автотранспорта,

установил:

Шехин П.М. обратился в суд с иском с министерству здравоохранения и социального развития, в котором просил возложить на ответчика обязанность восстановить его в списках лиц, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, обеспечить замену специального автотранспорта.

В обоснование иска указано на то, что истец состоял в очереди на бесплатное получение специального автотранспорта. Право истца на получение автотранспорта по медицинским показаниям было реализовано в натуральной форме в виде получения специального автотранспорта со сроком его эксплуатации семь лет. По истечении семи лет эксплуатации автомобиля, истец обратился в министерство здравоохранения и социального развития с требованием о замене автотранспорта на новый, в чем ему было отказано. Считает отказ незаконным, в связи с чем и обратился в суд.

В судебное заседание Шехин П.М. не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в суд не явился, направив отзыв, в котором с иском не согласился, указав, что в настоящее время предоставление автомобиля как мера социальной поддержки инвалидам, исключена из федерального перечня реабилитационных мероприятий.

Суд, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участвовать в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего федерального закона бесплатно или на льготных условиях. Постановка инвалидов на учет для обеспечения транспортными средствами в соответствие с медицинским показаниями осуществлялась на основании заключения бюро медико - социальной экспертизы об установлении врачами - экспертами медицинских показаний на обеспечение автомобилем, как средством реабилитации инвалида.

Таким образом, в системе действовавшего правового регулирования, право на получение инвалидами Великой отечественной войны транспортного средства имело прямое закрепление в федеральном законодательстве и осуществлялось Российской Федерацией.

Бесплатным предоставлением им автомобиля в качестве технического средства реабилитации и его периодической заменой обеспечивалось исполнение государством принятой на себя обязанности по созданию для данной категории граждан с ограниченными возможностями надлежащих условий жизнеобеспечения. При этом определение круга и содержания мер социальной поддержки, включая предоставление транспортного средства, производилось и с учетом их особого правового статуса, отражало общественное признание их заслуг.

Между тем, в системе действующего правового регулирования, в рамках реформирования системы социальной защиты населения, данная статья признана утратившей силу.

Так, с 1 января 2005 года автомобиль исключен из федерального перечня реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду, учреждениями медико - социальной экспертизы, освидетельствование граждан на предмет установления медицинских показаний для получения транспортного средства не производится.

В рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с федеральным законом от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ основная часть ранее предоставлявшихся инвалидам Великой отечественной войны льгот была заменена на ежемесячную денежную выплату. Кроме того, с 1 января 2005 года им была увеличена на 1000 рублей базовая часть пенсии и согласно указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов» установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

По своей правовой природе эта выплата представляет собой элемент механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение стабильности их юридического статуса, причем они предоставляются всем инвалидам - без учета различий в объеме и содержании ранее предоставлявшихся льгот и не обеспечивают полноценную компенсацию отмененной льготы в форме предоставления транспортного средства.

6 мая 2008 года вступил в силу указ Президента Российской Федерации №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», предусматривающий выполнение обязательство государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно или на льготных условиях.

Согласно акту освидетельствования во ВТЭК № 4 от 05 мая 2003 года - 09 июня 2003 года по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением (п. 16.1) у Шехина П.М. имеются медицинские показания на обеспечение автомобилем, предусмотренные п. 16 Перечня медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 1970 г.

Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Шехину П.М. согласно установленным медицинским показаниям был выдан автомобиль ВАЗ-111130-22, срок эксплуатации которого действовавшими нормативными документами был определен 7 лет. При этом, в момент выдачи автомобиля (2004 года) Шехин П.М. был снят с учета по обеспечению специальным автотранспортом и мог быть вновь поставлен на учет только по истечении 7 лет (срока эксплуатации автомобиля).

В дальнейшем при прохождении переосвидетельствования в 2006 году в индивидуальной программе реабилитации инвалида отсутствует указание на необходимость обеспечением таким средством реабилитации как автомобиль (мотоколяска). Соответственно, в какие-либо списки получателей льготы по данному основанию истец после 2004 года уже не включался.

Следовательно, поскольку Шехин П.М. по состоянию на 1 января 2005 года не имел права на постановку на учет по обеспечению (замене) автотранспорта в силу норм действующего законодательства, действие указа Президента Российской Федерации №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» на истца распространено быть не может, таким образом истец не приобрел права на бесплатное получение транспортного средства как средства реабилитации.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, и приходит к выводу об отказе в иске Шехину П.М. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Шехина П.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности восстановить в списках лиц, нуждающихся в предоставлении специального транспорта, обеспечить замену специального транспорта отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Текст мотивированного решения изготовлен 15 ноября 2011 года.

Председательствующий                      Г.В. Гулева