2-4777/2011 Об оспаривании решения муниципального органа



Дело № 2-4777/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                 г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,

при секретаре судебных заседаний Уткиной Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Линде А.С. об оспаривании решения мэрии города Архангельска об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,

установил:

Линде А.С. обратилась в суд с указанным заявлением к мэрии города Архангельска, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в мэрию города Архангельска с уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия - митинга, целью которого являлось обеспечение прав граждан на образование, на выбор форм получения образования, на выбор образовательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ она получила письмо от мэрии города Архангельска, в котором ей было предложено изменить место проведения митинга. Полагает, что указанные действия направлены на воспрепятствование проведению митинга, решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия незаконно, в нем отсутствует мотивация отказа проведения митинга по предложенному организатором адресу. Приложенный к ответу перечень рекомендуемых мест утвержден мэрией после получения уведомления организатора.

Заявитель Линде А.С., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в её отсутствие. В предыдущем судебном заседании заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что органам местного самоуправления право на определение территорий или порядка проведения публичного мероприятия не предоставлено, в связи с чем принятое мэрией города Архангельска решение незаконно.

Представитель мэрии города Архангельска Фролова Е.Е. в судебном заседании с заявлением не согласилась. Указала, что предложение мэрии города Архангельска о переносе публичного мероприятия в иное место сделано в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий и отвечает требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Мотивом такого предложения послужила невозможность обеспечения безопасности участников публичного мероприятия в связи с тем, что площадь Ленина в городе Архангельске является центром города, объектом с массовым пребыванием людей, расположена рядом с большой транспортной развязкой, в непосредственной близости к площади расположены административные здания органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления «Город Архангельск». Кроме того, поскольку 22-23 сентября 2011 года в Архангельске проводился второй арктический форум, в котором принимали участие высшие должностные лица государства, угроза террористических актов в указанный период возрастала. При принятии решения по уведомлению заявителя мэрия города Архангельска руководствовалась постановлением мэрии города от 7 сентября 2011 года № 404 «Об утверждении перечня рекомендуемых мест для проведения публичных мероприятий, официально опубликованного на Интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск» 7 сентября 2011 года. Предложение мэрии города Архангельска об изменении места проведения публичного мероприятия было направлено и получено организатором мероприятия в установленный законом срок.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет митинг как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В силу п.п. 4, 5 ст. 5 названного федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статьей 1 Областного закона от 28. февраля 2006 года № 149-9-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Архангельской области» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимых одним участником) подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию муниципального образования со статусом городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского округа.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 7 сентября 2011 года Линде А.С. направила в мэрию города Архангельска уведомление о проведении 22 сентября 2011 года на площади В.И. Ленина у памятника В.И. Ленину с 16 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин. митинга в защиту статьи 43 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 52 Закона «Об образовании» - обеспечение прав граждан на образование, на выбор форм получения образования, на выбор образовательного учреждения. Предполагаемое количество участников: до 300 человек.

Мэрией города Архангельска письмом от 8 сентября 2011 года в целях обеспечения общественного порядка, профилактики экстремизма и терроризма на территории города, предупреждения чрезвычайных ситуаций заявителю предложено изменить место проведения публичного мероприятия на проспект Чумбарова - Лучинского или в другое место из числа указанных в постановлении мэра города Архангельска от 7 сентября 2011 года № 404 «Об утверждении Перечня рекомендуемых мест для проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований) на период с 13 сентября по 11 декабря 2011 года».

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах дела, кроме того, сторонами не оспариваются.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Пунктами 7.1 и 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также организация охраны общественного порядка на территории городского округа.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на орган местного самоуправления возложена, в числе прочих, обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.

Учитывая имевшие место террористические события в Российской Федерации, распоряжением правительства Архангельской области от 30 марта 2010 года №132-рп «О дополнительных мерах по повышению антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов и мест с массовым пребыванием граждан» главам городских округов Архангельской области предписано принять дополнительные профилактические меры, направленные на обеспечение правопорядка и общественной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, а также на реализацию плановых мероприятий по повышению антитеррористической защищенности на объектах жизнеобеспечения, транспортной инфраструктуры, обратив особое внимание на готовность сил и средств, привлекаемых к мероприятиям по ликвидации возможных последствий террористических актов и иных чрезвычайных происшествий.

Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства при принятии решения о согласовании места проведения публичного мероприятия орган местного самоуправления должен исходить из возможности обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при его проведении.

Поскольку проведение митинга на территории площади В.И. Ленина в городе Архангельске, которая является объектом с массовым пребыванием людей, расположена рядом с большой транспортной развязкой, в непосредственной близости от административных зданий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, затрудняло осуществление мероприятий по обеспечению безопасности как участников публичного мероприятия, так и иных граждан, которые будут находиться в месте проведения публичного мероприятия, суд приходит к выводу о том, что предложение мэрии об изменении места проведения публичного мероприятия являлось законным и обоснованным.

При этом суд также находит обоснованным довод представителя мэрии города Архангельска о том, что поскольку 22-23 сентября 2011 года в городе Архангельске было запланировано проведение второго арктического форума, в котором принимали участие высшие должностные лица государства, угроза террористических актов в указанный период возрастала. В связи с чем отсутствие в данной ситуации у органа местного самоуправления возможности обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, могло послужить мотивом для внесения меэрией города Архангельска организатору публичного мероприятия предложения об изменении места его проведения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 апреля 2009 года №484-О-П, действующее законодательство, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально - политическому значению. Заявитель же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должен, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

Как следует из письма мэрии города Архангельска от 8 сентября 2011 года, организатору публичного мероприятия было предложено перенести место проведения публичного мероприятия на проспект Чумбарова-Лучинского или в другое место, определенное постановлением мэрии города от 7 сентября 2011 года №404 «Об утверждении перечня рекомендуемых мест для проведения публичных мероприятий на период с 13 сентября по 11 декабря 2011 года».

Указанное постановление было подписано мэром города 7 сентября 2011 года, в тот же день официально опубликовано на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования «Город Архангельск», то есть на момент подписания заместителем мэра города Г.В.С. письма с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия, постановление вступило в законную силу.

Ссылки заявителя на то, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты в части регулирования условий и мест проведения публичных мероприятий не могут быть приняты судом во внимание, поскольку постановление мэрии города Архангельска от 7 сентября 2011 года №404 «Об утверждении перечня рекомендуемых мест для проведения публичных мероприятий на период с 13 сентября по 11 декабря 2011 года» на момент рассмотрения дела противоречащим законодательству и недействующим в установленном законом порядке признано не было.

Совпадение даты обращения заявителя с уведомлением о проведении публичного мероприятия с принятием мэрией города постановления от 7 сентября 2011 года №404 «Об утверждении перечня рекомендуемых мест для проведения публичных мероприятий на период с 13 сентября по 11 декабря 2011 года» не свидетельствует, по мнению суда, о стремлении дискриминировать участников заявленного митинга, о воспрепятствовании проведению митинга в указанном заявителем месте. При этом суд принимает во внимание, что на протяжении 2010 - 2011 годов мэрией города Архангельска неоднократно принимались аналогичные постановления, территория на площади В.И. Ленина в рекомендуемый перечень мест для проведения публичных мероприятий не включалась.

С доводом заявителя о том, что мэрией города Архангельска не было предложено иное место проведения митинга, адекватное его социально-политическому значению, суд согласиться не может. Так, проспект Чумбарова-Лучинского находится в центре города, соответствует социально-политическому значению публичного мероприятия, проведение митинга в указанном месте позволило бы привлечь к обозначенным проблемам внимание значительного количества жителей города.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что права и свободы заявителя действиями мэрии города Архангельска не нарушены, предложение об изменении места проведения публичного мероприятия было направлено и получено организатором в установленный законом срок, организатор митинга имел возможность провести публичное мероприятие в ином месте, согласованном с уполномоченным органом местного самоуправления, в связи с чем действия мэрии города Архангельска по предложению изменить место проведения публичного мероприятия являются законными и обоснованными.

Таким образом, заявление Линде А.С. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Линде А.С. в удовлетворении заявления об оспаривании решения мэрии города Архангельска об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 года.

Председательствующий        С.А. Маслова

Председательствующий п/п С.А. Маслова

Верно

Судья           С.А. Маслова