2-5459/2011 об оспаривании отказа в предоставлении места в МДО



                                                                                                                Дело № 2-5459/2011

Решение

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года                                                                                город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гурьевой Н.В. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении, возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении,

установил:

Гурьева Н.В. обратилась в суд с заявлением к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении.

В обоснование иска указала, что ее несовершеннолетняя дочь Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с имеющимся у Гурьевой Н.В. статуса одинокой матери, с февраля 2009 года поставлена на учет по предоставлению места в детском дошкольном учреждении. Ребенку предоставлено место в детском саду №61, место нахождения которого расположено в районе аэропорта Талаги в г. Архангельске. Поскольку проживает Гурьева Н.В. в <адрес>, место ее работы находится на территории лесозавода №26 (Маймаксанский район г. Архангельска), просила возложить на мэрию г. Архангельска обязанность по предоставлению места в дошкольном учреждении в территориальной доступности от места проживания семьи.

В судебном заседании истец требования поддержала в полном объеме и по изложенным основаниям, пояснила, что не считает своего ребенка обеспеченным местом в детском дошкольном учреждении, поскольку место было предоставлено не из перечня указанных в ее заявлении детских садов и находится очень далеко от места жительства.

Представитель мэрии г. Архангельска в суд не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее по тексту решения - Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Учитывая п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2, суд приходит к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Гурьевой Н.В. была зарегистрирована на льготной очереди для дальнейшего Г.А. в одно из муниципальных образовательных учреждений: средняя общеобразовательная школа № 5 (дошкольная группа), детский сад № 59, детский сад № 96, согласно личному заявлению Гурьевой Н.В. и предоставленным документам.

Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Правилами приёма граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска, утверждёнными постановлением мэра города Архангельска от 22 сентября 2011 года № 433, в порядке очерёдности подачи заявлений родителями. При этом в первую очередь зачислению подлежат дети, чьи родители имеют преимущественные права, определённые действующим федеральным законодательством и органами местного самоуправления.

Учитывая то обстоятельство, что Гурьева Н.В. имела преимущественное право устройства дочери в детский сад, Г.А. была зачислена в МДОУ «Детский сад №61» «Звездочка» на основании соответствующего направления Департамента образования мэрии г. Архангельска №1076 от 2 сентября 2010 года, на данный момент ребенок посещает детский сад с октября 2010 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения дела Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в детском дошкольном учреждении фактически предоставлено.

Разрешая возникший спор о признании бездействия мэрии г. Архангельска, в части непредоставления несовершеннолетней дочери заявителя места в детском дошкольном учреждении в пределах территориальной доступности незаконным, суд исходит из следующего.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.

В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18 мая 2009 № 185 (далее по тексту решения - Правила № 185), на начало учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 21 декабря 2010 № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее по тексту решения - Регламент).

В соответствии с пунктами 2.3. и 2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска.

Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска, осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в Учреждениях в порядке льготной очереди.

Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документов, указанных в п. 2.6. Регламента; несоответствие представленных документов требованиям п. 2.6. Регламента; отсутствие свободных мест в Учреждении (п. 2.8 Регламента).

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на МО «Город Архангельск».

Судом достоверно установлено, что за период с момента подачи заявления о предоставлении места в детском саду до разрешения спора в суде, то есть в течение более двух лет, несовершеннолетняя Г.А. была обеспечена местом в детском дошкольном учреждении в пределах городского округа.

При этом, суд учитывает, что вариант устройства ребенка в детский сад № 61 «Звездочка», как в детское дошкольное учреждение, расположенное в пределах территории городского округа, соответствует интересам ребенка.

Кроме того, содержание, воспитание и обучение ребенка в указанном дошкольном учреждении предоставляет возможность Гурьевой Н.В. распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

Г.А. по льготной очереди в детское дошкольное образовательное учреждение свидетельствует о принятии со стороны Департамента образования мэрии г. Архангельска возможных мер по организации предоставления бесплатного дошкольного образования дочери заявителя на территории городского округа.

Обстоятельство удаленности детского дошкольного учреждения от места проживания семьи не будет являться основанием для признания действий мэрии г. Архангельска незаконными, поскольку факт предоставления места в детском саду ребенку в пределах г. Архангельска нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом, следовательно, мэрия, обязательства возложенные на нее по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа в отношении Г.А., выполнило.

Каких-либо иных доводов, которые могли бы служить основанием для признания незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в другом детском дошкольном учреждении, Гурьевой Н.В. не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования Гурьевой Н.В. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении, возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2011 года.

Председательствующий                                                                                        Г.В. Гулева