Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления



                                                                                                          Дело № 2-5651/2011

Именем Российской Федерации

Решение

17 ноября 2011 года                                                                             город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,

при секретаре Малиновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кобелевой Т.А. об оспаривании решения Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области,

установил:

Кобелева Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области (далее - Агентство).

В обоснование требований указала, что в июле 2011 года она обратилась с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево Муниципального образования «Заостровское» в целях жилищного строительства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области отказало в принятии решения о включении земельного участка с кадастровым номером 29:16:200501:0099 в границы населенного пункта. Считая принятое решение незаконным, просила признать незаконным отказ руководителя Агентства от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения о включении земельного участка площадью 41000 кв.м. с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево и обязать его удовлетворить ее заявление.

В судебное заседание Кобелева Т.А. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Агентства по доверенности Черепанова В.В. с заявлением Кобелевой Т.А. не согласилась.

Муниципальное образование «Заостровское» о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Суд, заслушав представителя Агентства, исследовав материалы дела, не находит оснований к удовлетворению предъявленных требований.

Из материалов дела следует, что Кобелева Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 41000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В июле 2011 года Кобелева Т.А. обратилась с заявлением в МО «Заостровское» о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево Муниципального образования «Заостровское» в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.

МО «Заостровское» ДД.ММ.ГГГГ дало заключение о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенных пунктов. Данное заключение было направлено в Агентство, поступило данное заключение в Агентство ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство отказало в принятии решения о включении земельного участка с кадастровым номером 29 в границы населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево Муниципального образования «Заостровское» Приморского муниципального района в связи с получением заключения о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в состав указанных населенных пунктов, со ссылкой на положения п. 1 ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Заявитель, указывая, что органом государственной власти при вынесении решения должен быть применен закон № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», считая, что заключение Муниципального образования о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в состав населенных пунктов не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления, просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить на Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области обязанность вынести решение о включении земельного участка в границы населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево Муниципального образования «Заостровское».

В соответствии с положениями ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил судам, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с Положением об Агентстве архитектуры и градостроительства Архангельской области, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 220-пп, Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом Архангельской области и контролю и надзору в сфере градостроительной деятельности.

Агентство осуществляет функции уполномоченного органа по архитектуре и градостроительству. Полное наименование Агентства - Агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области.

В сфере своего ведения Агентство осуществляет подготовку и рассмотрение материалов, необходимых при установлении и изменении границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, а также при включении земельных участков в границы населенных пунктов (пп. 4 п. 8 Положения).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений пп. 1 ст. 4 Федерального закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.

В соответствии со ст. 7 Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов (пп. 3).

В свою очередь порядок включения земельных участков в состав населенных пунктов регламентирован положениями ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Поскольку, применительно к данному спору, включение земельного участка в состав населенного пункта является основанием для изменения целевого назначения земельного участка (перевода земельного участка из одной категории в другую), положения Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ на возникшие правоотношения не распространяются.

Тот факт, что включение земельного участка в состав населенного пункта является в силу положений ст. 8 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, характера правоотношений сторон не изменяет.

В связи с вышеизложенным доводы заявителя о том, что при вынесении решения Агентством архитектуры и градостроительства Архангельской области неправильно применен закон, судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления обязан в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления документов, а если документы, направлялись на согласование - в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в указанные органы, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта, либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (ч. 18). Отказ в принятии решения допускается исключительно по основаниям, установленным ч.ч. 19-21 ст. 4.1 Федерального закона.

Из оспариваемого решения следует, что Кобелевой Т.А. отказано в удовлетворении заявления о включении земельного участка в состав населенного пункта по мотиву наличия заключения Муниципального образования «Заостровское» о нецелесообразности и невозможности включения земельного участка в границы населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево. Таким образом, решение Агентства содержит причины отказа, которые основаны на заключении МО «Заостровское».

Заявитель указывает, что наличие отрицательного заключения само по себе не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Действительно, в силу положений ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона №     191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если имеется соответствующее заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта, что свидетельствует о том, что наличие отрицательного заключения само по себе не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Однако в таком случае обстоятельствами, имеющими юридическое значение, будут являться факты, свидетельствующие о существовании исторической, экономической или любой иной необходимости изменения границ поселений Большое Тойнокурье или Перхачево.

Вместе с тем, в процессе судебного разбирательства таких обстоятельств не установлено, заявителем не приведено.

Границей городских, сельских населенных пунктов является черта, отделяющая земли таких населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в результате утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

Возможность установления границы населенного пункта прерывающейся и многоконтурной действующим законодательством не предусмотрена.

Из кадастрового паспорта земельного участка, принадлежащего на праве собственности Кобелевой Т.А., следует, что земельный участок сложной конфигурации, имеет сельскохозяйственное назначение, для сельскохозяйственного производства.

Согласно заключению Муниципального образования «Заостровское» земельный участок, принадлежащий Кобелевой Т.А., выделен из состава сельскохозяйственных угодий (осушенные сенокосы), коллективно-долевой собственности «Племзавода колхоза «Заостровский» в счет земельной доли. Данный участок характеризуется следующими ограничениями: на территории земельного участка проведена мелиорация (проходит дренажная система), часть территории подвержена подтоплению паводковыми водами реки Виткурья, для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения, участок, принадлежащий заявителю, не примыкает к населенным пунктам Большое Тойнокурье или Перхачево.

В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Изменение категории земель спорного участка (в случае включения его в состав населенного пункта) нарушает установленный п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Суд также отмечает, что исходя из положений ст. 1 вышеуказанного Закона для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.

Сам факт того, что Кобелева Т.А. имеет намерение осуществлять индивидуальное жилищное строительство на принадлежащем ей земельном участке, достаточным основанием к изменению границ населенного пункта не является. На наличие других оснований заявителем не указано.

Доводы Кобелевой Т.А., касающиеся несогласия с заключением Муниципального образования «Заостровское», судом отклоняются. Данное заключение в установленном порядке заинтересованными лицами не оспорено, послужило основанием к отказу в удовлетворении включения земельного участка в состав населенного пункта в соответствии с положениями ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ.

Вследствие отсутствия обстоятельств в подтверждение наличия необходимости изменения границ населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево, содержание данного заключения, как то наличие подтопления части территории паводковыми водами, отсутствие свободных мощностей водоснабжения, канализации и электроснабжения для осуществления жилищного строительства, правового значения не имеет. Доводы Муниципального образования «Заостровское» о том, что включение земельного участка в состав населенного пункта противоречит действующему законодательству как влекущее нарушение принципа целевого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, заявителем не опровергнуты.

Ссылки Кобелевой Т.А. на отсутствие мотивов отказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации в обоснование отказа судом отклоняются. Из текста решения следует, что отказ последовал на основании п. 1 ч. 20 ст. 4.1 Федерального Закона № 191-ФЗ, в связи с наличием отрицательного заключения Муниципального образования «Заостровское». Поскольку основание для отказа в удовлетворении заявления о включении земельного участка в состав населенного пункта предусмотрено законом, другой мотивации не требуется.

Суд не находит оснований для признания оспариваемого решения нарушающим права и законные интересы заявителя, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельным участком.

В соответствии с п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Как уже указывалось судом, основными принципами оборота земель сельскохозяйственного назначения провозглашены сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.

Оспариваемое распоряжение не привело к прекращению (изменению, обременению) прав собственности заявителя на указанное имущество.

Сроки рассмотрения заявления Кобелевой Т.А. Агентством не нарушены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое решение принято Агентством архитектуры и градостроительства Архангельской области в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка принятия решения, которое вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания к удовлетворению заявления отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Кобелевой Т.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области во включении земельного участка с кадастровым номером в состав населенных пунктов Большое Тойнокурье или Перхачево от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности включить земельный участок в состав населенного пункта, отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья                                                                                                      Л.В. Ушакова

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 года.