РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Дело № 2-5478/2011 23 ноября 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В., при секретаре Ляшко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах Сутормина ФИО7 и неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о понуждении произвести работы по переключению канализации, установил: прокурор Ломоносовского района города Архангельска в интересах Сутормина В.А. и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о понуждении провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ работы по переключению канализации жилых домов по переулку Водников <адрес> 55 на городской коллектор согласно проекту, выполненному ООО «Проектно-сметное бюро «Агропромдорстрой». В обоснование заявленных требований указал, что хозяйственно-бытовая канализация от указанных домов без какой-либо санитарной очистки и обезвреживания врезана в дренажно-ливневую канализацию, которая имеет выпуск в <адрес>. Дренажно-ливневая канализация находится в аварийном состоянии, вследствие чего происходит переполнение придомовых канализационных колодцев и подтопление придомовых территорий. Согласно заключению специалистов для устранения сложившейся ситуации необходимо строительство хозяйственно-фекального коллектора по пе<адрес> с подключением в коллектор по <адрес>. В связи с указанным, полагает, что бездействием мэрии нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе Сутормина В.А., на предоставление услуг надлежащего качества, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и просил понудить ответчика провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ работы по переключению жилых домов по переулку Водников № <адрес> на городскую хозяйственно-бытовую канализацию по <адрес> согласно проекту, выполненному ООО «Проектно-сметное бюро «Агропромдорстрой». Участвующий в деле прокурор Киселева К.В., истец Сутормин В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали. Сутормин В.А. пояснил также, что в связи с аварийным состоянием дренажно-ливневой канализации, в которую врезана хозяйственно-бытовая канализация дома, происходит переполнение септиков. Канализационные воды подтапливают территорию вокруг домов, появляется характерный запах, в связи с чем нарушается право на охрану здоровья. Представитель мэрии г. Архангельска Ялунина Н.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась, полагая, что полномочия по организации в пределах города водоотведения мэрией выполнены, сети переданы на баланс обслуживающих предприятий, которые и должны надлежащим образом содержать сети водоотведения; прокурором же заявлены требования о понуждении мэрии построить новый объект, что является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Пояснила также, что мэрией разработан Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, в который на 2011-2013 годы включено проектирование и переключение канализации указанных прокурором жилых домов на городской коллектор. Поскольку мэрия не является исполнителем коммунальных услуг населению, полагала, что являются ненадлежащим ответчиком по делу. Указала также, что прокурором не указано каким образом излив сточных вод на рельеф местности влияет на права граждан на жилище. Представитель МУП «Водоканал» Нечипоренко С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что мэрией города им передана на баланс для обслуживания и содержания система бытовой канализации, с границей ответственности от дома до септика, включая сам септик. Свои обязанности они исполняют надлежащим образом, периодически производят откачку септиков. Система дренажно-ливневой канализации находится на балансе МУП «Архкомхоз». Представитель МУП «Архкомхоз», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Возражений суду относительно заявленных требований не представили. По определению суда и с согласия лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП «Архкомхоз». Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Сутормин В.А. проживает по договору социального найма в <адрес>. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Собственнику, как то указано в ст. 209 и 210 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Судом установлено, что дом, в котором проживает Сутормин В.А., оборудован системой центрального водоснабжения, водоотведения. Хозяйственно-бытовая канализация дома подключена к септику. Далее канализация, в том числе и из других домов, перечисленных прокурором в исковом заявлении, без какой-либо биологической очистки подключена к аварийным дренажно-ливневым сетям, имеющим выпуск в реку Северная Двина. Дренажно-ливневая канализация в связи с ее аварийным состоянием не обеспечивает пропуск дренажно-ливневых, грунтовых и хозяйственно-бытовых стоков, в связи с чем имеют место переполнения септиков, происходит их перелив на поверхность земли. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В соответствии с п. 4, 11, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах МО «Город Архангельск»; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Распоряжением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №р (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) были упорядочены границы эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры: магистральные, внутриквартальные, внутридворовые канализационные сети до контрольного колодца перед зданием, сооружения и устройства на них, локальные очистные сооружения (септики), имеющие выпуски в городские хозяйственно-фекальные и дренажно-ливневые сети, и канализационные сети к ним от выпусков зданий - переданы для эксплуатации и текущего ремонта водоснабжающему предприятию МУП «Водоканал»; а магистральные, внутриквартальные, внутридворовые дренажно-ливневые сети и сооружения на них - на обслуживание МУП «Архкомхоз». Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В силу ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Согласно ст. 10 Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 44 Федерального закона, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Положениями ст. 51 Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Согласно ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 60 Водного кодекса РФ установлен запрет при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Положениями п. 3.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 22 июня 2000 года, установлено, что водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения. В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания. Требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв предусмотрены СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Требования указанных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности. Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 в почвах на территориях жилой застройки не допускается содержание возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Таким образом, исходя из буквального толкования всех вышеперечисленных норм, законодателем установлен запрет на сброс сточных вод без предварительной биологической очистки, как в водные объекты, так и на поверхность земли, при не соблюдении которого нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом доводы представителя ответчика об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц не могут быть приняты судом во внимание, как противоречащие нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам. Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком необходимость модернизации системы водоотведения от указанных прокурором домов установлена, с 2006 года мэрией предпринимаются меры по устранению данного нарушения. Работы по переключению канализации от указанных домов неоднократно включались мэрией в план капитального ремонта, но из-за нехватки денежных средств в городском бюджете работы не выполнялись. Постановлением мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № работы по проектированию и переключению канализации на городской коллектор у спорных жилых домов включены в Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные целевые программы муниципального образования «Город Архангельск», для реализации бюджетных инвестиций за счет средств городского бюджета. В соответствии с указанным постановлением распределен общий (предельный) объем предоставляемых инвестиций на 2011-2013 годы. В 2011 году по заданию мэрии г. Архангельска ООО «Проектно-сметное бюро «Агропромдорстрой» разработан проект по переключению спорных жилых домов на городскую хозяйственно-бытовую канализацию. Указанный проект получил положительное заключение Управления государственной экспертизы, после чего ДД.ММ.ГГГГ утвержден руководителем агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области. При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что водоотведение спорных жилых домов находится в неудовлетворительном аварийном состоянии, бытовая канализация с домов в нарушение существующих санитарных правил подключена к дренажно-ливневой канализации, после чего бытовая канализация без какой-либо очистки и обезвреживания совместно с талыми и грунтовыми водами сбрасывается непосредственно в реку Северная Двина, следствием чего нарушаются права неопределенного круга лиц, равно как и истца Сутормина В.А., как на охрану окружающей среды, охрану здоровья, так и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Поскольку ответчик, как лицо, к чьим полномочиям относится организация в границах городского округа водоотведения, мероприятий по охране окружающей среды, по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, на протяжении длительного периода времени, признавая актуальность возникшей проблемы и необходимость переключения канализации спорных домов на городской хозяйственно-бытовой коллектор, предпринимает меры для ее устранения, на дату разрешения спора спроектировал работы по переключению канализации, однако выполненные работы малоэффективны и недостаточны для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложении обязанности на мэрию г. Архангельска провести работы по переключению жилых домов по переулку Водников № <адрес> на городскую хозяйственно-бытовую канализацию по <адрес> согласно проекту, выполненному ООО «Проектно-сметное бюро «Агропромдорстрой». С учетом установленного на 2012 и 2013 годы объема инвестиций по переключению канализации, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого такие работы надлежит выполнить, является разумным. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах Сутормина ФИО7 и неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о понуждении произвести работы по переключению канализации - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по переключению жилых домов по переулку Водников № <адрес> <адрес> на городскую хозяйственно-бытовую канализацию по <адрес> согласно проекту, выполненному ООО «Проектно-сметное бюро «Агропромдорстрой». Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года. Председательствующий Е.В. Акишина