2-5130/2011 О выделении мест



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-5130/2011               24 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Ляшко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о выделении мест на автостоянке для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Архангельска обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к мэрии г. Архангельска о выделении мест на автостоянках города для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что на автостоянке г. Архангельска, расположенной по адресу ул. Гагарина, 46 - у магазина «Бум», относящейся к имуществу муниципального образования «Город Архангельск», в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов не имеется мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

В судебном заседании прокурор Лось Д.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель мэрии г. Архангельска Антипова С.А. в судебном заседании, не отрицая необходимость выделения мест для инвалидов на указанной прокурором стоянке, с исковыми требованиями не согласилась.

Представитель третьего лица Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области Вешняков А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора и доводы в их обоснование поддержал.

Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, Архангельской областной организации «Всероссийское общество инвалидов», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов этой категории граждан, круг которых не ограничен определенной численностью и является неопределенным.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993 года № 1090, стоянкой является преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 и п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности (т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании п. 5 и 7 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого решением Архангельского городского Совета депутатов от 25 ноября 1997 года, к вопросам местного значения муниципального образования «Город Архангельск» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО «Город Архангельск», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах МО «Город Архангельск».

В судебном заседании установлено, что на автостоянке г. Архангельска, расположенной по адресу: ул. Гагарина, 46 - у магазина «Бум», обозначенной соответствующим дорожным знаком «место стоянки», не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств для инвалидов, отсутствует дорожный знак «инвалиды».

Необходимость установления специального знака «инвалиды» на указанной прокурором автостоянке представителем мэрии г. Архангельска в судебном заседании не оспаривалась.

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что указанная автостоянка у магазина «Бум» на ул. Гагарина, 46 не соответствует требованиям Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части установления на стоянке мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, а потому требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Данная автостоянка относится к имуществу муниципального образования «Город Архангельск», следовательно, обязанность по выделению для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов возложена на мэрию муниципального образования «Город Архангельск».

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о выделении мест на автостоянке города для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - удовлетворить.

Обязать мэрию г. Архангельска выделить не менее 10 процентов мест, но не менее одного места, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянке г. Архангельска, расположенной по адресу: ул. Гагарина, 46 - у магазина «Бум», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.

Председательствующий             Е.В. Акишина