РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Дело № 2-5534/2011 15 ноября 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В., при секретаре Ляшко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, установил: министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области (далее по тексту - министерство) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. В обоснование заявления указали, что решением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ были обязаны включить семью Оскорбиных в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на получение социальной выплаты в 2010 году. Между тем, указанная семья министерством из указанных списков не исключалась, тем самым министерство не препятствовало исполнению решения суда, а потому оснований для взыскания исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. В судебное заседание представитель Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, не явился. При обращении в суд указывали о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебный пристав-исполнитель Лещенко И.Н., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Нифантьев Р.Е. в судебном заседании с заявлением не согласились, поскольку министерством каких-либо достоверных данных, свидетельствующих об исполнении решения суда, в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок представлено судебному приставу-исполнителю не было. Оскорбина Т.В. и Оскорбин А.М., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представили возражения на заявление, из которых следует, что до настоящего времени министерством решение суда не исполнено, министерство неоднократно отвечает в их адрес, что их семья не может быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области обязано включить семью Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М. в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб. Письмом министра по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель был проинформирован о том, что семья Оскорбиных находится в списке претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году по МО «Вельский муниципальный район», тогда как министерством семья не исключалась из списка молодых семей-претендентов на получение такой выплаты. Одновременно с этим, судебному приставу-исполнителю был представлен список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по Вельскому району, согласно которому семья Оскорбиных значится под № 1. В целях проверки надлежащего исполнения министерством требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем в министерстве были затребованы надлежащим образом заверенные и скрепленные печатью списки участников подпрограммы на получение социальной выплаты. Указанное требование судебного пристава-исполнителя осталось без исполнения, списки приставу представлены не были. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области в связи с неисполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб. 00 коп. Согласно ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Аналогичное право взыскателя, либо должника на обжалование постановлений, либо действий судебного пристава-исполнителя закреплено в ч. 1 ст. 128 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»). Как следует из решения Вельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, министерство в ходе рассмотрения дела ссылалось на то обстоятельство, что никаких решений об исключении семьи Оскорбиных из состава участников программы ими не принималось. Указанное обстоятельство было проверено судом и признано несостоятельным, несоответствующим фактическим обстоятельствам, нормативному регулированию. Таким образом, представляя в ходе исполнения решения суда судебному приставу-исполнителю лишь список молодых семей-претендентов на участие в программе в 2010 году по Вельскому району, министерство между тем не представило судебному приставу утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - участников подпрограммы на получение социальной выплаты (п. 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285). Выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, в которой была бы поименована семья Оскорбиных, министерством до органа местного самоуправления не доведена (п. 27Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья). Между тем, как следует из письма администрации МО «Вельский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение решения Вельского районо суда в министерство ими был направлен список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, тогда как министерство в их адрес утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, в котором была бы поименована семья Оскорбиных, не направляло, а потому выдать Оскорбиным свидетельства о праве на получение социальной выплаты не представляется возможным. Более того, как следует из ответов министерства от 15 сентября и 19 октября 2011 года на письменные обращения Оскорбиных, министерство посчитало, что семья Оскорбиных при наличии вступившего в законную силу решения суда не соответствует условиям участия в программе, а потому не может быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты. Как регламентировано ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 и 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. На основании ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Как следует из буквального толкования положений ч. 12 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей. При таких обстоятельствах, поскольку в установленный срок должник возложенную на него решением суда обязанность не исполнил, сведений об обратном ни судебному приставу, ни суду представлено не было, судом в ходе рассмотрения настоящего спора достоверно установлено, что должник до настоящего времени не исполнил вступившее в законную силу решение суда, а потому суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем обоснованно изаконно ДД.ММ.ГГГГ (по прошествии четырех месяцев со дня возбуждения исполнительного производства) было вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 5 000 руб. При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении требований министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области надлежит отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявления министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2011 года. Председательствующий Е.В. Акишина