«25» октября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В., при секретаре Шиловской И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козицыной С.Н. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении, УСТАНОВИЛ: Козицына С.Н. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места ее дочери С.О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в детском дошкольном учреждении. В обоснование заявленных требований указала, что Департаментом образования мэрии г. Архангельска ей было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении для ее дочери С.О.И., по мотиву его отсутствия. Указанные действия ответчика нарушают права несовершеннолетней на получение дошкольного образования. В связи с этим, истец просила обязать мэрию г. Архангельска предоставить ее дочери С.О.И. место в детском дошкольном учреждении, согласно перечню детских учреждений, указанных в ее заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Козицына С.Н. заявленные требования уточнила и просила признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска по предоставлению ее несовершеннолетней дочери С.О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении, и обеспечить местом в детском дошкольном учреждении для дочери С.О.И. Представитель мэрии г. Архангельска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 9, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд самостоятельно определяет вид судопроизводства. Исходя из заявленных требований, дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ. В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого гражданина. Право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование обеспечивается государственными или муниципальными учреждениями, закрепляя обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. Невыполнение обязанности государства в лице его органов влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам. Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п. 3, 4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем, какими являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 13 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа. В городе Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18.05.2009 № 185 в порядке очередности подачи заявлений родителями. Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). Комплектование Учреждений проводится на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.12.2010 № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Регламент). В соответствии с п.2.3. и п.2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска. Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска (далее - Учреждения), осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в Учреждениях в порядке льготной очереди. Согласно п. 2.4. Регламента срок предоставления муниципальной услуги установлен с момента обращения Заявителя. Исходя из толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на МО «Город Архангельск». Учет детей, подлежащих зачислению в детское дошкольное учреждение, ведется в целом по городу Архангельску в порядке очередности поступления заявлений от родителей. Как установлено судом, С.О.И. - дочь Козицыной С.Н., родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке департамента образования мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № С.О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована на общей очереди для дальнейшего определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Северного территориального округа г. Архангельска. Заявление об устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение подано ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела С.О.И. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Как установлено судом, истец обратилась в департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о предоставлении места в детском саду 27.07.2009. Таким образом, с момента подачи заявления прошло более двух лет, дочь местом в детском саду не обеспечена. Мэрией г. Архангельска не представлены доказательства того, что муниципалитетом предпринимаются меры по увеличению количества детских учреждений, равно как абсолютное отсутствие мест во всех детских дошкольных учреждениях в пределах города Архангельска. Суд также учитывает пояснения Козицыной С.Н., которая выражала готовность рассмотреть все возможные варианты устройства своего ребенка в иное детское дошкольное учреждение помимо указанных в ее заявлении. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. На основании изложенного, учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении мэрий г. Архангельска на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу о нарушении прав несовершеннолетней в форме бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетней дочери заявителя места в дошкольном учреждении, данные действия являются незаконными и суд считает необходимым возложить на мэрию обязанность обеспечить С.О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в детском дошкольном учреждении на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Довод мэрии города Архангельска об отсутствии свободных мест в дошкольных учреждения не имеет значение, так как не может служить основанием для отказа. Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: заявление Козицыной С.Н. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении - удовлетворить. Признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетней дочери Козицыной С.Н. - С.О.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении. Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования С.О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 31 декабря 2011 года. Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Козицыной С.Н. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Мотивированное решение будет изготовлено 31 октября 2011 года. Председательствующий Е.В. Кучьянова