о возложении обязанности включить в список очередников



Дело № 2-4077/2011 Именем Российской Федерации Решение

«30» сентября 2011 года                                                                      город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Шиловская И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Ю.Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области о возложении обязанности включить в список очередников и выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

истец Попов Ю.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование требований указал, что проходил службу в УВД по Архангельской области с апреля 1988 года по апрель 2005 года. При этом с ДД.ММ.ГГГГ стоял в очереди на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ при увольнении на пенсию по достижении предельного возраста истец был включен в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы под номером 10. До настоящего времени государственный жилищный сертификат ему не выдан, в связи с чем считал свое право на обеспечение жилым помещением нарушенным.

Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Попова Ю.Г. от иска к Министерству внутренних дел России об обязании выдать государственный жилищный сертификат, производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Попов Ю.Г. уточнил исковые требования и просил обязать УМВД России по Архангельской области включить его в список очередников на получение государственного жилищного сертификата под номером 1 и выдать государственный жилищный сертификат в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Попов Ю.Г., представитель истца Белых В.В., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства истца, в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом их уточнения по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика УМВД России по Архангельской области ФИО15 действующая на основании доверенности, иск не признала. При этом ссылалась на то, что УМВД России по Архангельской области не отказывало истцу в выдаче ГЖС, Попов Ю.Г. состоит в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата и будет им обеспечен в порядке очереди. Кроме того, пояснила об отсутствии нарушения прав истца, поскольку 4 человека, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятые на соответствующий учет позднее истца, имели преимущественное право на получение ГЖС, в связи с чем он был им выдан.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений» установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.

Порядок реализации вышеуказанными категориями граждан своего права на приобретение жилья посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, далее по тексту - Правила).

Согласно пп. «а» п. 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В процессе судебного разбирательства установлено и никем не оспаривается, что Попов Ю.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УВД Архангельской области, с ДД.ММ.ГГГГ уволен по достижении предельного возраста.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ОВД Ломоносовского округа от ДД.ММ.ГГГГ Попов Ю.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет за , состав семьи - 4 человека.

Также установлено, что Попов Ю.Г. включен в состав кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УВД по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из списка граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, истец составом семьи 4 человека состоит в списке очередников под номером - 9.

Следовательно, право истца на обеспечение жилым помещением путем предоставления государственного жилищного сертификата в рамках реализации вышеуказанной Подпрограммы, установлено судом и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Вместе с тем, законных оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности включить его в список очередников на получение государственного жилищного сертификата под номером 1 и выдать государственный жилищный сертификат в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется в силу следующего.

При разрешении данного спора суд учитывает, что Правилами предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер.

В соответствии с п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

В п. 36 Правил установлено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п. 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» п. 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 № 257).

Из материалов дела следует, что истец и члены его семьи: супруга П.О.Л., дочь П.В.Ю., сын П.В.Ю. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит указанным лицам на праве общей долевой собственности (по 1\4 доли).

Наличие у истца и членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания исключает первоочередное предоставление государственного жилищного сертификата, независимо от даты его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод истца о том, что Д.В.М., В.М.В., Б.Т.А., Х.О.Е., которые были приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений позднее истца, неправомерно обеспечены государственными жилищными сертификатами с нарушением установленной очередности, суд считает несостоятельным.

Как усматривается из представленного ответчиком учетного дела Д.В.М., последний состоял в списке очередников УВД по г. Северодвинску на улучшение жилищных условий, как не имеющий жилого помещения для постоянного проживания. Согласно договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ Д.В.М. является нанимателем специализированного жилого помещения по адресу: <адрес>, ком. 105.

Принимая во внимание положения ст.ст. 92-94 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в общежитиях входят в состав специализированного жилищного фонда, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Поскольку право пользования специализированным жилым помещением носит временный характер, наличие его у лица не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением пригодным для постоянного проживания.

Следовательно, Д.В.М. правомерно был обеспечен государственным жилищным сертификатом в 2006 году в первоочередном порядке, независимо от времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из учетного дела Б.Т.А., она состояла в списке очередников УВД по Архангельской области на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Б.Т.А. проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>А, <адрес>. Таким образом, государственный жилищный сертификат правомерно был выдан ей в первоочередном порядке в 2009 году.

Из учетного дела В.М.В. усматривается, что он состоял в списках очередников ОВД г. Котласа на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, как не имеющий жилого помещения для постоянного проживания. В.М.В. временно зарегистрирован по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности П.А.Л., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Следовтаельно, ему, как лицу не имеющему жилого помещения пригодного для постоянного проживания, государственный жилищный сертификат обоснованно был выдан в первоочередном порядке в 2008 году.

Как видно из учетного дела Х.О.Е., она состояла в очереди на улучшение жилищных условий в УВД по г. Архангельску с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в служебном помещении по адресу: <адрес> (по месту нахождения отдела кадров ГУ УВД по г. Архангельску), что также являлось основанием для обеспечения ее государственным жилищным сертификатом в первоочередном порядке.

Отвергая доводы истца о необходимости предоставления ему государственного жилищного сертификата до ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание, что действующим законодательством сроки выдачи государственного жилищного сертификата с момента принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или подачи заявления на участие в подпрограмме, не установлены. Таким образом, законных оснований для удовлетворения иска и включения Попова Ю.Г. в сводный список под № 1, в нарушение установленного порядка его формирования, равно как возложения на ответчика обязанности выдать государственный жилищный сертификат до ДД.ММ.ГГГГ, и в не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Попова Ю.Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области о возложении обязанности включить в список очередников на получение государственного жилищного сертификата под номером 1 и выдать государственный жилищный сертификат в срок до ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                            Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2011 года.