о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5018/2011 Именем Российской Федерации Решение

«20» октября 2011 года                                                                            город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Шиловской И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах Евсюгиной К.Ю. и Рудометова А.Ю. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Соломбальского района г. Архангельска обратился в суд в интересах Евсюгиной К.Ю. и Рудометова А.Ю. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Евсюгина К.Ю., 1988 года рождения, и Рудометов А.Ю., 1989 года рождения, принадлежат к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их мать Р.О.Т решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении детей, в том числе Евсюгиной К.Ю. и Рудометова А.Ю. Р.Ю.С. лишен родительских прав в отношении сына Рудометова А.Ю. В вязи с этим, истцы были направлены в ГОУ «Детский дом № 2». Приказом управления здравоохранения и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ за ними было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В связи с утратой данного жилого помещения приказом департамента здравоохранения и социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ за истцами была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан непригодным для проживания. Согласно заключению и.о. директора департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за Евсюгиной К.Ю. и Рудометовым А.Ю. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску. На основании указанного заключения решением общественной жилищной комиссии администрации Маймаксанского территориального округа от ДД.ММ.ГГГГ истцы поставлены на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья под номером 44. Евсюгина К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в ГОУ «Детский дом №2», а ДД.ММ.ГГГГ отчислена из ГОУ СПО «Архангельский художественно-промышленный колледж». Рудометов А.Ю. окончил обучение в ГОУ «Детский дом № 2» и обучался в ГОУ СПО «Архангельский техникум водных магистралей им. Орешкова» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени истцы жилым помещением не обеспечены, что послужило поводом для обращения в суд с данным иском. При этом, прокурор указал, что Евсюгина К.Ю. и Рудометов А.Ю. совместно не проживают, ведут раздельное хозяйство, фактически одной семьей не являются, в связи с этим просил обязать мэрию г. Архангельска предоставить каждому из истцов во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В судебном заседании прокурор, истцы Евсюгина К.Ю., Рудометов А.Ю. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Кулаева А.С., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Представитель департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска как органа опеки и попечительства Ершов Д.Л., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска не возражал.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и никем не оспаривается, что Евсюгина К.Ю., 1988 года рождения, и Рудометов А.Ю., 1989 года рождения, принадлежат к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их мать Р.О.Т решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении детей, в том числе Евсюгиной К.Ю. и Рудометова А.Ю. Р.Ю.С. лишен родительских прав в отношении сына Рудометова А.Ю.

В вязи с этим, Евсюгина К.Ю. и Рудометов А.Ю. были направлены в ГОУ «Детский дом № 2», что подтверждается приказами начальника управления образования мэрии <адрес> -р и -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом управления здравоохранения и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ за ними было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Приказом департамента здравоохранения и социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес> за истцами было сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, проведение капитального ремонта здания признано экономически нецелесообразным.

Согласно заключению и.о. директора департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за Евсюгиной К.Ю. и Рудометовым А.Ю. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску.

На основании указанного заключения решением общественной жилищной комиссии администрации Маймаксанского территориального округа от ДД.ММ.ГГГГ истцы поставлены на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья под номером 44 (протокол общественной жилищной комиссии администрации Маймаксанского территориального округа мэрии г.Архангельска № 08 от ДД.ММ.ГГГГ).

Также из материалов дела следует, что Евсюгина К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в ГОУ «Детский дом № 2», а ДД.ММ.ГГГГ отчислена из ГОУ СПО «Архангельский художественно-промышленный колледж». Рудометов А.Ю. окончил обучение в ГОУ «Детский дом № 2» и обучался в ГОУ СПО «Архангельский техникум водных магистралей им. Орешкова» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в настоящее время истцы не имеют закрепленного жилого помещения для постоянного проживания и по окончании обучения таким обеспечены не были. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 5 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 10).

Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, суд учитывает, что действующее законодательство гарантирует право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. каждому из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не обязывает предоставлять одно жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, являющимся родственниками.

Как пояснили истцы в судебном заседании, они совместно не проживают, ведут раздельное хозяйство, фактически одной семьей не являются.

С учетом изложенного, каждый из истцов, обладающий соответствующим правовым статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящегося в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м.

Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах Евсюгиной К.Ю. и Рудометова А.Ю. о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Евсюгиной К.Ю. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Рудометову А.Ю. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                                  Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 года.