о возложении обязаннгости предоставить технические средства реабилитации



                                                                                                          Дело № 2-5779/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года      город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новодвинска Архангельской области, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО7 к государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации,

установил:

прокурор г. Новодвинска Архангельской области, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО8., обратился в суд с исковым требованием к ГУ «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности по безвозмездному предоставлению ФИО9 технических средств реабилитации - подгузников в количестве 10 штук за 2011 год, абсорбирующих пеленок в количестве 365 штук за 2011 год, а также кресла - коляски (комнатной, прогулочной), предназначенной для детей с церебральным параличом.

В обоснование исковых требований указано, что находящаяся в детском доме ФИО10 являясь ребенком-инвалидом, имеет предусмотренное индивидуальной программой реабилитации право на предоставление указанных технических средств реабилитации. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении указанных технических средств реабилитации, в полном объеме такими средствами ребенок обеспечен не был. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованием, указанным в иске.

В ходе рассмотрения дела от прокуратуры г. Новодвинска Архангельской области поступило заявление об уточнении исковых требований, окончательно истец просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению ФИО11 технических средств реабилитации: подгузников в количестве 316 штук, необходимых несовершеннолетнему ребенку - инвалиду за период с 27 июля по 31 декабря 2011 года, абсорбирующих пеленок в количестве 158 штук, а также кресла - коляски прогулочной, предназначенной для детей с церебральным параличом.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Новодвинска Архангельской области Попова М.А. уточненные требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель государственного учреждения Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Новодвинский детский дом - интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии» Воробьев А.В., действующий на основании доверенности, и указавший, что учреждение является законным представителем несовершеннолетней ФИО12, заявленные прокурором требования поддержал, указав, что технические средства реабилитации, в том числе и для Синицкой С.И., получены не в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» Фирсов Д.Н., действующий от имени учреждения на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав, что необходимое количество технических средств реабилитации за 2011 год Синицкой С.И. будет предоставлено после заключения соответствующего государственного контракта.

ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Архангельской области» в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо Департамент социальной защиты населения Архангельской области своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 23 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной Верховным советом СССР 13 июня 1990 года, государства - участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО13., 18 января 1997 года рождения, является ребенком-инвалидом. Указанное обстоятельство подтверждается справкой серии МСЭ-2001 №2486647, выданной ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Архангельской области» 12 ноября 2003 года.

В соответствии со ст.10 федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствие со ст.11.1 федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, к техническим средствам реабилитации относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний противопоказаний, когда определяется необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, обеспечивающих компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (постановление № 2347-р от 30 декабря 2005 года).

В пункте 22 перечня среди иных технических средств реабилитации указаны абсорбирующее белье, подгузники.

Понятие индивидуальной программы реабилитации инвалида определено в статье 11 федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, которой установлено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Как следует из содержания индивидуальной программы реабилитации ФИО14 среди прочего, ей необходимы такие технические средства реабилитации, как подгузники на вес 13,5 килограммов, из расчета 2 штуки в сутки, абсорбирующая пеленка размером 90x60 см., впитываемостью 1350 мл., кресло - коляска (комнатная, прогулочная), предназначенная для детей с церебральным параличом.

Из заявок, направленных детским домом в Фонд следует, что ребенок-инвалид должна была быть обеспечена памперсами, абсорбирующими пеленками и креслом-коляской в количестве одной штуки.

В силу статьи 11.1 федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 № 240, обеспечение инвалидов средствами реабилитации осуществляется различными способами, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (п. 3).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

Отделение Фонда рассматривает заявление и в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением отделение Фонда высылает (выдает) инвалиду направление на получение технического средства (изделия) в отобранные организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных па обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с п.3 ст. 11 федерального закона от 8 декабря 2010 года №334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет в 2011 году финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 и статьей 4 настоящего федерального закона.

Как установлено в ходе рассмотрения дела судом, заявление в интересах ФИО15. об обеспечении ее техническими средствами реабилитации в виде подгузников и абсорбирующих пеленок в ГУ «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» поступило 5 июля 2011 года, заявление об обеспечении ребенка - инвалида техническими средствами реабилитации в виде кресла - коляски поступило в адрес ответчика также 5 июля 2011 года. Из содержания заявлений следует, что исходя из рекомендаций индивидуальной программы реабилитации ФИО16 в соответствии с которой ребенку - инвалиду необходимо 2 подгузника в день, ей положено 730 подгузников, 365 штук абсорбирующих пеленок, одно кресло - коляска.

Между тем, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ФИО17 уже обеспечена техническими средствами реабилитации (подгузниками, абсорбирующими пеленками), с учетом чего, ребенок - инвалид не обеспечен техническими средствами реабилитации в виде подгузников (за вычетом уже предоставленного количества) в количестве 316 штук, абсорбирующих пеленок в количестве 158 штук. Креслом - коляской (прогулочной, комнатной), как установлено в ходе рассмотрения дела, Синицкая С.И. обеспечена не была.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлен факт нарушения гарантированного законом права ребенка - инвалида на своевременное получение технических средств реабилитации, в связи с чем, он лишен возможности скорейшего восстановления и компенсации нарушенных и утраченных функций организма, что нельзя признать допустимым.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход соответствующего бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Новодвинска Архангельской области, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО18 к государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации удовлетворить.

Возложить на государственное учреждение «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» обязанность по предоставлению несовершеннолетней ФИО19 технических средств реабилитации - подгузников в количестве 316 штук, абсорбирующих пеленок в количестве 158 штук, кресло - коляску прогулочную.

Взыскать с государственного учреждения «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Тест мотивированного решения суда изготовлен 28 ноября 2011 года.

Председательствующий                                          Г.В. Гулева