Прочие исковые дела



                                                                                                            Дело № 2-5943/2011

Именем Российской Федерации

Решение

23 ноября 2011 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,

при секретаре Смирновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырихиной И.А. о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Болдырихина И.А. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении. В обоснование иска указала, что Департаментом образования после наступления полуторалетнего возраста ее ребенку П.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении по мотиву отсутствия мест. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение ее конституционного права на труд и достойное содержание семьи, так как она вынуждена выйти на работу, поскольку в противном случае финансовое положение ее семьи станет критическим. Просила признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска, выразившееся в непредоставлении места в детском дошкольном учреждении для П.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать ответчика организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования П.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель мэрии г. Архангельска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просили отложить разбирательство дела, ссылалась на то, что запрашиваемые судом сведения не могут быть представлены к судебному заседанию, поскольку судебная повестка поступила в мэрию г. Архангельска ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласны.

Суд, разрешая ходатайство представителя мэрии г. Архангельска об отложении разбирательство дела, определил в его удовлетворении отказать, поскольку мэрия г. Архангельска была извещена судом заблаговременно, сведения, которые запрашивались судом были представлены заявителем в виде справки Департамента образования мэрии г. Архангельска о непредоставлении заявителю Болдырихиной И.А. места в детском саду для ее сына по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Как установлено судом, П.И.А., сын истца, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ .

Из заявления истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Болдырихина И.А. обратилась в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад П.И.А. для обеспечения местом в дошкольных учреждениях.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела П.И.А. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого правом на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п. 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 4 Типового положения).

Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18.05.2009 № 185, в порядке очередности подачи заявлений родителями (законными представителями) на начало учебного года.

Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Как установлено судом, П.И.А. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

Как установлено судом, истец обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента подачи заявления прошло более двух лет, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен.

Мэрией г. Архангельска не представлены доказательства того, что муниципалитетом предпринимаются меры по увеличению количества детских учреждений.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу о нарушении прав несовершеннолетнего в форме бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетнему сыну заявителя места в дошкольном учреждении, данные действия являются незаконными и, суд считает необходимым возложить на мэрию обязанность обеспечить П.И.А. местом в детском дошкольном учреждении на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление Болдырихиной И.А. о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления места в детском дошкольном учреждении удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетнему сыну Болдырихиной И.А., П.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении.

Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования П.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Ушакова Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.