Дело № 2 - 4584/2011 30 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении обеспечения стационарного социального обслуживания в условиях учреждений психоневрологического профиля лицам, страдающим психическими расстройствами, у с т а н о в и л: заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Правительству Архангельской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении обеспечения создания дополнительных мест в учреждениях психоневрологического профиля с учетом количества граждан, нуждающихся в получении услуг стационарного социального обслуживания. В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение положений Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 02 июля 1992 года № 3185 - 1 лица, страдающие психическими расстройствами, по окончании их лечения в Государственном учреждении здравоохранения «Архангельская областная клиническая психиатрическая больница» не определяются в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля. По состоянию на 10 марта 2011 года в очереди на получение услуг стационарного обслуживания в учреждениях психоневрологического профиля состояло 487 человек, из них 189 человек находились в Государственном учреждении здравоохранения «Архангельская областная клиническая психиатрическая больница». Полагал, что наличие очередей на получение услуг стационарного социального обслуживания в учреждениях психоневрологического профиля, большая численность граждан, нуждающихся в устройстве в указанные учреждения, свидетельствуют о бездействии исполнительного органа государственной власти в сфере социальной защиты населения области. В судебном заседании помощник прокурора Архангельской области Пальмин А.В., заявленные требования уточнил. Просил обязать Архангельскую область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в срок до 01 октября 2012 года обеспечить на территории Архангельской области стационарное социальное обслуживание в условиях психоневрологических интернатов всех граждан, признанных нуждающимися в указанных социальных услугах. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области Хабарова Л.Г., действовавшая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в настоящее время в рамках текущего финансирования, количественного состава, а также состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями психоневрологического профиля, предпринимаются мероприятия по созданию дополнительных мест в учреждениях психоневрологического профиля. Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица Министерства финансов Архангельской области Турыгин Д.В., действовавший на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав на их необоснованность. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что на территории Архангельской области по состоянию на 04 октября 2011 года 547 граждан, страдающих психическими расстройствами, состоят в очереди на получение услуг стационарного социального обслуживания. В соответствии со статьями 19, 21 Федерального Закона РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195 - ФЗ (далее - Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195 - ФЗ) управление государственной системой социальных служб, в том числе: создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 23 Федерального Закона РФ от 10 декабря 1995 года № 195 - ФЗ определено, что социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, участвующим в выработке государственной политики и осуществлении нормативного правового регулирования, а также осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом Архангельской области в сфере здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, является Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области. В силу подпункта 46 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 204 - пп в полномочия Министерства входит организация предоставления социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание), стационарного, нестационарного, полустационарного, срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Архангельской области. На основании статьи 10 Федерального Закона РФ от 10 декабря 1995 года № 195 - ФЗ социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. В силу статьи 17 Федерального Закона РФ от 10 декабря 1995 года № 195 - ФЗ к стационарным учреждениям социального обслуживания относятся психоневрологические интернаты. В соответствии с пунктом 4.2.1.4 Национального стандарта РФ «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. ГОСТ Р 52880 - 2007», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 558 - ст от 27 декабря 2007 года, психоневрологический интернат - социально - медицинской учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. В соответствии со своими основными задачами интернат осуществляет следующие функции: прием психически больных граждан пожилого возраста и инвалидов и активное содействие их социально - трудовой адаптации, бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; организацию рационального питания с учетом их возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за психически больными в соответствии с режимом содержания; диспансеризацию и лечение проживающих, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; осуществление, согласно медицинским рекомендациям, комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих; предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам - клиентам психоневрологического интерната - необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143. В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов учреждения, предоставлению им всех необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии. Постановлением Администрации Архангельской области от 10 июня 2008 года № 128 - па/16, утверждены Порядок и условия нестационарного, полустационарного, стационарного, срочного, бесплатного и платного социального обслуживания на территории Архангельской области, включая Ненецкий Автономный округ (далее - Порядок). Пунктом 5 вышеуказанного Порядка установлено, что стационарное социальное обслуживание в психоневрологических интернатах предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими хроническими заболеваниями и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, независимо от наличия родственников, обязанных по закону содержать их. Согласно пунктам 21 - 32 Порядка решение об оформлении документов граждан для предоставления стационарного социального обслуживания, за исключением случаев направления в стационарные отделения для престарелых и инвалидов комплексных центров социального обслуживания населения и отделения временного проживания, принимает руководитель государственного учреждения социальной защиты населения, а для жителей Ненецкого автономного округа - руководитель территориального отдела департамента социальной защиты населения в Ненецком автономном округе (далее - отделение социальной защиты населения). Решение об оформлении документов граждан для предоставления стационарного социального обслуживания принимается руководителем в течение 3 дней с момента получения заявления. Гражданин обращается в отделение социальной защиты населения по месту его жительства или месту пребывания с письменным заявлением. Если гражданин не достиг 14 лет или признан в установленном законом порядке недееспособным, с заявлением обращается его законный представитель. На основании письменного заявления гражданина отделение социальной защиты населения оказывает содействие в оформлении следующих документов: медицинской карты, заверенной лечебным учреждением; справки бюро медико-социальной экспертизы для инвалидов (мужчин в возрасте до 60 лет и женщин до 55 лет); заключения врачебной комиссии в составе не менее трех врачей с обязательным участием врача-психиатра (при направлении в психоневрологические интернаты); решения органа опеки и попечительства (для лиц, признанных в установленном порядке недееспособными); справки органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений; акта обследования материального и семейного положения инвалида (для престарелых и инвалидов, имеющих трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их); справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о социальном обслуживании; свидетельства, удостоверения или иных документов установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством; копии приговора суда; характеристики, выданной исправительно-трудовым учреждением органа внутренних дел; копии трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности (при направлении в специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов); справки о размере пенсии, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; копии паспорта. Данные документы направляются государственными учреждениями - комплексными центрами социального обслуживания на имя министра здравоохранения и социального развития Архангельской области. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области: в течение 30 дней рассматривает поступившие из комплексных центров социального обслуживания документы и принимает решение о постановке граждан на учет для получения путевки в стационарное учреждение социального обслуживания (далее - учет) либо об отказе в постановке на учет; на основании решения ставит гражданина на учет; сообщает в письменной форме комплексному центру социального обслуживания о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет; при наличии свободных мест в стационарных учреждениях социального обслуживания выписывает на гражданина, состоящего на учете, путевку в стационарное учреждение социального обслуживания (далее - путевка); направляет путевку с приложением документов гражданина, в отделение социальной защиты населения по его месту жительства или месту пребывания. Комплексный центр социального обслуживания вручает гражданину путевку и оказывает содействие в оформлении договора о стационарном обслуживании. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на протяжении длительного периода времени наблюдается постоянное увеличение количества граждан, нуждающихся в получении услуг стационарного социального обслуживания в учреждениях психоневрологического профиля, не обеспеченных данной социальной услугой. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчиком предпринимались недостаточные меры по обеспечению на территории Архангельской области стационарного социального обслуживания в учреждениях психоневрологического профиля для всех нуждающихся граждан, страдающих психическими расстройствами. Ссылка представителя ответчика на отсутствие необходимых денежных средств для разрешения данного вопроса, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении обеспечения стационарного социального обслуживания в условиях учреждений психоневрологического профиля лицам, страдающим психическими расстройствами. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области освобождено от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования заместителя прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении обеспечения стационарного социального обслуживания в условиях учреждений психоневрологического профиля лицам, страдающим психическими расстройствами - удовлетворить. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в срок до 31 декабря 2013 года обеспечить на территории Архангельской области стационарным социальным обслуживанием в условиях учреждений психоневрологического профиля всех нуждающихся граждан, страдающих психическими расстройствами. Решение может быть обжаловано (опротестовано) в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011 года