№2-5844/2011, о признании незаконными бездействия и возложении обязанности провести обследование межведомственной комиссией



                                                                                                    Дело № 2 - 5844/2011

28 ноября 2011 года                                                                               город Архангельск

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Октябрьский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего Обориной В.М.,

с участием прокурора Распопиной А.В.

при секретаре Максимовой М.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах Зеновского В.В. о возложении обязанности

установил:

прокурор Ломоносовского района города Архангельска в интересах Зеновского В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия мэрии города Архангельска и возложении обязанности провести обследование межведомственной комиссией дома <адрес>.

       В обоснование заявленных требований указал, что, помещения дома <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, несмотря на неоднократные обращения в мэрию города Архангельска жильцов дома, обследование дома не проведено, и соответственно не принято решение о признании его аварийным либо необходимости проведения капитального ремонта.

       Бездействие мэрии г.Архангельска нарушает право истца на получение благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, взамен непригодного либо проведении капитального ремонта.

       Истец при рассмотрении дела уточнил требования, просил обязать межведомственную комиссию мэрии города Архангельска провести обследование дома в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

       В судебном заседании прокурор, истец и его представитель Зеновская Л.В. уточненные требования поддержали, указав, что в декабре 2010 года государственная жилищная инспекция провела проверку по обращениям жильцов дома, было составлено заключение о неудовлетворительном состоянии дома, в январе 2011 года Инспекцией направлено заключение в адрес зам.мэра для проведения обследования дома межведомственной комиссией. Обследование не было проведено и истец обратился к Президенту Российской Федерации 24 августа 2011 года, проведенной проверкой прокуратурой установлено, что до настоящего времени решение по обследованию дома межведомственной комиссией не принято.

Представитель мэрии г. Архангельска Храмова Я.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, указав, что обращения Зеновского В.В. к мэрии города Архангельска не было, после письма Инспекции ими запрошены документы из МУ «ИРЦ», в настоящее время заключен контракт на выполнение работ, связанных с определением объема работ по капитальному ремонту, после которого состоится обследование спорного дома межведомственной комиссией. Полагает, что проведение капитального ремонта невозможно в связи с большим объемом работ, дом является аварийным, но его признание таковым невозможно в связи с тем, что он является памятником архитектуры регионального значения.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения «Информационно-расчетный центр» оставила принятие решения на усмотрение суда.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ наделен правом предъявления иска или заявления в суд в защиту интересов гражданина, обратившего к нему с такой просьбой. Зеновский В.В. обратился с заявлением к прокурору Ломоносовского района г.Архангельска с просьбой принять меры к рассмотрению его заявления органом местного самоуправления в лице мэрии г.Архангельска

В соответствии с положениями ст. 245 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу положений ст. 254 и 258 ГПК РФ предметом судебного исследования по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих является соответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) требованиям действующего законодательства. При чем под незаконностью оспариваемого решения, действия (бездействия) следует понимать не только их формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие (совершение) оспариваемого решения или действия с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного либо муниципального служащих либо бездействие выражающееся в том, то органом местного самоуправления не принято мер, возложенных на него законом.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация содержания муниципального жилищного фонда.

Жилищным законодательством, а именно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно п. 7 которого орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ на основании Распоряжения мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ была создана межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержден состав такой комиссии. Вышеуказанным распоряжением утверждено и Положение о межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Согласно положений п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; при этом Постановлением определен перечень дополнительных документов.

Из содержания п. 45 указанного Постановления следует, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом.

Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 02.08.2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Судом установлено, что Зеновская Л.В, Зеновский В.В. является владельцами 3-х комнат в коммунальной <адрес>.

Здание по адресу <адрес>, именуемое «Особняк Калинина» является объектом культурного наследия регионального значения, поставлен на государственную охрану решением Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заключено охранное обязательство с муниципальным образованием « Город Архангельск».

В декабре 2010 года жильцы дома обратились с коллективным заявлением в государственную жилищную инспекцию Архангельской области с жалобами на ненадлежащее содержание дома.

Государственной инспекцией проведена проверка, по результатам которой генеральный директор ООО «Деревянный город 1»Белов А.В. привлечен к административной ответственности. Также инспекцией составлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, оно 14 января 2011 года направлено в адрес мэрии города Архангельска для рассмотрения его на заседании межведомственной комиссии МО «Город Архангельск» для определения необходимости признания дома аварийным или проведении капитального ремонта.

В соответствии с п.8 Положения о государственной инспекции Архангельской области, утвержденной постановлением администрации Архангельской области -па от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; вносит заключения в межведомственную комиссию о признании жилых помещений непригодными для проживания и о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; а также контролировать соблюдение порядка и правил признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ директором департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска Инспекции дан ответ, что затребованы документы из МУ «ИРЦ», после поступления которых вопрос будет передан на рассмотрение межведомственной комиссии.

Письмом от той же даты из МУ «ИРЦ» затребованы документы :информация о проживающих гражданах, копии договоров социального найма по каждому жилому помещению, копия технического паспорта дома и план помещений.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «ИРЦ» письмом в адрес зам. Председателя межведомственной комиссии, главе администрации Ломоносовского округа Е.В. Афанасьеву направлены запрашиваемые документы.

ДД.ММ.ГГГГ Зеновская Л.В. обратилась с заявлением к Мэру г.Архангельска о принятии мер к проведению капитального ремонта дома.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Зеновской Л.В. департаментом городского хозяйства мэрии города Архангельска направлено письмо с истребованием предоставить нотариально заверенной копии на жилое помещение, плана жилого помещения и технического паспорта и указано, что межведомственная комиссия проведет обследование после представленных документов.

При рассмотрении дела установлено, что Зеновский В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Президенту Российской Федерации об оказании содействия проведению капитального ремонта.

По данной жалобе проведена прокурором Ломоносовского района г.Архангельска, что и послужило основанием для обращения в суд.

В ответе прокурору Ломоносовского района г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ и.о директора департамента городского хозяйства сообщает, что с экспертной организацией заключен контракт на обследование дома, после получения которого будет решен вопрос о проведении межведомственной комиссии по данному дому.

ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Архангельска заключен контракт с ООО «Норд Эксперт» о проведении обследования несущих и ограждающих конструкций дома и рекомендации по дальнейшей эксплуатации, срок исполнения установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя приведенные обстоятельства и правовые нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу, что мэрией города Архангельска в лице межведомственной комиссии не проведено обследование данного дома по настоящее время в нарушение п.42,45 Положения от ДД.ММ.ГГГГ в течение длительного периода. Таким образом, до настоящего времени продолжается нарушение прав истца, т.к каких либо мер к признанию дома непригодным для проживания или проведению капитального ремонта не принято.

Аналогичный срок рассмотрения заявления регламентирован и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города Архангельска обязанности провести обследование жилого дома в заявленный 30 дневный срок, считая его разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

          Заявление прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах Зеновского В.В. о возложении обязанности удовлетворить.

          Обязать межведомственную комиссию мэрии города Архангельска провести обследование <адрес> в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме -1 декабря 2011 года.

Судья                                                                                В.М.Оборина

Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2011 года