Дело № 2 - 5351/2011 23 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Бельковой ФИО10 к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого дома, установил: прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд с иском в Бельковой Л.А. к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту <адрес> в г. Архангельске. В обоснование заявленных требований указал, что Белькова Л.А. является нанимателем жилого помещения - <адрес> указанном доме. Свои обязанности по оплате коммунальных услуг и содержанию дома исполняет в полном объеме. Вместе с тем, ответчик, получая и аккумулируя денежные средства нанимателей, в том числе, по статье капитальный ремонт, свои обязанности по договору социального найма в части, касающейся проведения капитального ремонта, не исполняет, а именно, признав необходимость проведения ремонта дома, до настоящего времени его не произвел. В результате неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей она вынуждена проживать в жилом помещении, не соответствующем установленным требованиям. Просила обязать мэрию г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по капитальному ремонту свайного основания, кровельного покрытия, канализационных выпусков <адрес> в г. Архангельске. В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска Киселева К.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Истец Белькова Л.А. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Храмова Я.В., действовавшая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что наниматель жилого помещения вправе требовать от наймодателя участия в проведении капитального ремонта жилого дома только в доле помещений, находящихся в муниципальной собственности. Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Двинская» (далее - ООО «УК «Двинская») Зелянина Н.А., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, не оспаривая необходимость проведения работ по капитальному ремонту <адрес> в г. Архангельске. Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бельковой Л.А. на состав семьи из четырех человек было предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в отдельной квартире жилой площадью 44,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечение предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, в том числе газ в баллонах, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления, что подтверждается контрольным талоном к ордеру на жилое помещение №. В соответствии с поквартирной карточкой в указанном жилом помещении помимо нанимателя Бельковой Л.А. зарегистрированы по месту жительства также её дочь и внучка Вершинина М.А. и Вершинина Ю.С. Статьей 60 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) определено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу пункта 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Согласно пункту 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу пункта 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Толкование данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по проведению капитального ремонта возлагается законом на собственника жилого фонда, либо уполномоченное им лицо, которое является наймодателем. Согласно техническому паспорту <адрес> в г. Архангельске деревянный, двухэтажный, 1954 года постройки. Общая площадь помещений в доме 568,4 кв.м., жилая площадь 325,9 кв.м. Дом оборудован центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией. По данным Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составлял 46%. Фундаменты - деревянные сваи, частично бетонные столбы, наблюдается коробление досок забирки, незначительное искривление горизонтальных линий - износ 35%. Стены - брусчатые, имеется частичное повреждение досок обшивки, трещины в венцах, выпучивание стен - износ 40%. Перекрытия - деревянные, отепленные, оштукатуренные, имеются следы протечек, увлажнения, трещины на потолке, прогибы - износ 45%. Кровля - асбестоцементная по деревянным стропилам, наблюдаются протечки, ослабление креплений листов к обрешетке, сколы и трещины шифера - износ 60%. Полы - дощатые, плиточные, имеются стертости в ходовых местах, уклоны и просадки - износ 45%. Оконные и дверные проемы - дверные проемы филенчатые, имеются стертости полотен, неплотный притвор, оконные проемы двойные створные - переплеты рассохлись, покоробились. Инженерно - технические системы - водопровод имеет расстройство арматуры, коррозию трубопроводов, канализация - расстройство системы - износ 60%. Из акта Государственной жилищной инспекции Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что в ходе проверки выявлены неисправности свайного основания (значительный уклон полов на 1 - ом этаже, выпирание свай в отдельных местах), неисправности кровельного покрытия (трещины, сколы шифера), неисправности выпусков канализации (из - за неравномерной осадки здания). Требуется проведение капитального ремонта. Согласно акту технического обследования комиссии в составе начальника ООО «УК «Двинская», ведущего специалиста Муниципального учреждения «Информационно - расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ фундаменты по периметру здания установлены железобетонные сваи. Под внутренними стенами сваи деревянные, гнилые на уровне земли, имеют сколы, трещины. Техническое подполье затоплено канализационными стоками. Канализация (внутридомовая) работает под дом. Придомовые канализационные колодцы на подпоре. Покрытие полов лестничных клеток, а также жилых помещений 1 - го этажа имеют значительный уклон от горизонтали в центр здания. Наблюдается разрыв обоев в местах стыков обшивки в квартирах № и №. Кровля шиферная имеет трещины, отверстия. Стропильная система и обрешетка в удовлетворительном состоянии. Согласно письму Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> требует капитального ремонта, который экономически целесообразен. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, подтверждающих проведение каких - либо работ по капитальному ремонту свайного основания, кровельного покрытия, канализационных выпусков жилого <адрес> в г. Архангельске и опровергающих необходимость проведения данных видов ремонтных работ, ответчиком суду представлено не было. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного заседания нашел подтверждение факт возникновения необходимости проведения капитального ремонта свайного основания, кровельного покрытия, канализационных выпусков жилого <адрес> в г. Архангельске. По сообщению Департамента муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> в г. Архангельске зачислен в реестр имущества, принадлежащего Муниципальному образованию «Город Архангельск». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре имущества, принадлежащего Муниципальному образованию «Город Архангельск», числятся квартиры № общей жилой площадью 363,3 кв.м. Общее количество жилых помещений в доме - 14. Доля муниципального имущества в процентом отношении составляет 69,73%. Распоряжением мэра г. Архангельска от 27 июня 2008 года № 109р в целях упорядочения управления жилищным фондом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск», муниципальный жилищный фонд с 01 июля 2008 года принят в казну муниципального образования г. Архангельск. Функции наймодателя муниципального жилищного фонда переданы муниципальному учреждению «Информационно - расчетный центр». В связи с чем, раздел 5 Устава муниципального учреждения «Информационно - расчетный центр» был дополнен пунктом 5.13, в соответствии с которым учреждение совершает отдельные действия, связанные с выполнением функций наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда, по доверенности, выданной мэрией города. Однако, как следует из содержания выданной мэрией города г. Архангельска доверенности, функции по проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда учреждению переданы не были. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что мэрия г. Архангельска, как собственник муниципального жилищного фонда, обязана в соответствии с законом нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества. Положением о порядке разработки и формированию плана капитального ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности Муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельского городского Совета от 16 мая 2007 года № 392, определено, что капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, в том числе зданий и сооружений, включает работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования объектов муниципальной собственности в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели, и сопутствующие им работы. В связи с чем, требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Бельковой Л.А. о понуждении мэрии г. Архангельска провести работы по капитальному ремонту свайного основания, кровельного покрытия, канализационных выпусков жилого <адрес> в г. Архангельске подлежат удовлетворению. Ссылка представителя мэрии г. Архангельска на то, что наниматель жилого помещения вправе требовать от наймодателя участия в проведении капитального ремонта жилого дома только в доле помещений, находящихся в муниципальной собственности, также не может быть принята во внимание, поскольку мэрия г. Архангельска, фактически являющаяся собственником большей доли общего имущества многоквартирного <адрес>, не инициировала проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме по вопросу проведения указанных ремонтных работ капитального характера, несмотря на неоднократные обращения граждан, а также не несла расходов по их проведению. В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих осуществление мэрией г. Архангельска финансирования работ по производству указанных ремонтных работ капитального характера вышеуказанного дома, суду представлено не было. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Таким образом, мэрия г. Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковое заявление прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Бельковой ФИО10 к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого дома - удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по капитальному ремонту свайного основания, кровельного покрытия, канализационных выпусков <адрес> в г. Архангельске. Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Октябрьский районный суд г. Архангельска Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Копия верна Судья Н.С. Моисеенко