Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Спициной В.Ю. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: истец Спицина В.Ю. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что она зарегистрирована по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Вышеуказанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, в которой зарегистрированы 15 человек. Она является многодетной матерью, воспитывает 8 детей, и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в списке общей очереди под номером 1885, по льготным основаниям под номером 201. С 2001 года в данном жилом помещении она проживать не может, так как родственники чинят препятствия в пользовании квартиры. В настоящее время она проживает вместе с детьми и своим сожителем в жилом помещении по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Квартира неблагоустроенная, с печным отоплением. Благоустроенного пригодного для проживания жилого помещения она не имеет. Просила предоставить ей и её детям жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления на каждого человека. В судебном заседании истец Спицина В.Ю. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что ее сожитель в настоящее время предпринимает попытки выселить ее и её детей из жилого помещения расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Кокурина Т.А., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что оснований для предоставления истцу вне очереди жилого помещения не имеется. Пояснила, что истцу будет предоставлено жилое помещение исключительно в порядке очередности по мере освобождения муниципального жилья. На этом основании считала необходимым в удовлетворении иска отказать. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено право гражданина на жилище. По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации. Согласно части 1 и части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В силу части 1 статьи 2 Закона Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» от 20 сентября 2005 года № 79 - 5 - ОЗ (далее - Закон) учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. В силу части 1 статьи 4 Закона, принятые на учет граждане включаются уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - книга учета), форма которой утверждается указом Губернатора Архангельской области и которую ведет данный орган местного самоуправления. На основании частей 1, 2 и 4 статьи 8 Закона, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда предоставляются на основании правового акта органа местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, а жилые помещения в домах государственного жилищного фонда - на основании правового акта соответствующего органа государственной власти. По договорам социального найма жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения. Из материалов дела усматривается, что истец Спицина В.Ю. и несовершеннолетние Смирнов Д.Д., Смирнов Н.Д., Смирнова В.Д., Спицин В.Д., Спицин В.Д., Спицин Р.Д., Спицина С.Д. зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Спицин Ю.И. с семьей из 7 человек, включая Спицину В.Ю., был поставлен на учет в общую очередь на получение жилплощади по<адрес>, и на учет многодетных семей - по<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Спицин Ю.И. умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти серии I - ИГ №, выданным Архангельским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ. Истец Спицина В.Ю. является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением №, выданным Государственным учреждением «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о рождении Прегер А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Смирнова Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Смирновой В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Спицина Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Смирнова Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Спицина В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Спициной С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении Спицина В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением общественной жилищной комиссии по Октябрьскому территориальному округу, оформленным протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью Спицина Ю.И. очередность была переоформлена на Спицину В.Ю. с составом семьи 8 человек. Спицина В.Ю. была включена в список общей очереди под номером 1885, в список первоочередников - под номером №. В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся в порядке общей очереди, в первоочередном и внеочередном порядке. С введением с 01 марта 2005 года в действие Жилищного кодекса РФ учет граждан ведется в общем порядке. Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения по договору социального найма в порядке улучшения жилищных условий предоставляются во внеочередном порядке. Согласно статье 6 Федерального Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Таким образом, поскольку истец в качестве члена семьи Спицина Ю.И. до 01 марта 2005 года состояла в общей очереди на улучшение жилищных условий и на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, то с введением в действие Жилищного кодекса РФ за ней сохранилось право состоять в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку данное право не было реализовано. В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В соответствии со статьей 57 ЖК РФ истец Спицина В.Ю. не отнесена к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, права на внеочередное улучшение жилищных условий лица, отнесенные к категории многодетных матерей, ни по Жилищному кодексу РСФСР, ни по Жилищному кодексу РФ не имеют. Следовательно, оснований для предоставления истцу с учетом несовершеннолетних детей жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке не имеется. Реализация права истца на улучшение жилищных условий возможна исходя из даты постановки на учет на улучшение жилищных условий. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время каждое выявленное благоустроенное свободное муниципальное жилое помещение подлежит распределению городской жилищной комиссией лицам, имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди. Принимая во внимание положения части 1 статьи 5 Закона, в обязанности уполномоченного органа местного самоуправления входит проведение ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств, подтверждающих их неисполнение или исполнение ненадлежащим образом, истцом, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлено. При указанных выше обстоятельства и учитывая, что на момент рассмотрения спора имеются лица принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и в списке первоочередников ранее истца, исковые требования Спициной В.Ю. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: в удовлетворении исковых требований Спициной В.Ю. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ