Дело № 2-5179/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 3 ноября 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Лобановой Н.В., с участием прокурора Розановой Т.О., при секретаре Филипповой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Архангельска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Степанова ФИО8 к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, установил: прокурор Октябрьского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Степанова В.Л. обратился в суд с иском к ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ - АРО ФСС РФ), в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить ребенку-инвалиду Степанову В.Л. технические средства реабилитации. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Архангельска проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов, находящихся в ГУЗ «Архангельский областной специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» (далее по тексту - ГУЗ «Областной дом ребенка»). В ходе проверки установлено, что переданный на воспитание в указанное учреждение ребенок-инвалид Степанов В.Л. в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке индивидуальной программой реабилитации имеет право на предоставление технических средств реабилитации (памперсов) из расчета три штуки в сутки. За период с 24.07.2011 г. по 31.12.2012 г. ему должны были быть предоставлены технические средства реабилитации (памперсы) в количестве 1581 штука. Вместе с тем, на дату предъявления иска Степанов В.Л. техническими средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен. Полагал действия ГУ - АРО ФСС РФ незаконными, в связи с чем просил обязать ответчика предоставить Степанову В.Л. бесплатно памперсы в количестве 483 штуки за 2011 г. и 1098 штук за 2012 г. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Розанова Т.О. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Действующая в интересах ребенка-инвалида Степанова В.Л. представитель ГУЗ «Областной дом ребенка» Чебыкина Е.А. требования прокурора поддержала. Представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что 29.06.2011 г. учреждение направило ГУ - АРО ФСС РФ заявление о предоставлении Степанову В.Л. технических средств реабилитации (памперсов). В 2011 г. Степанов В.Л должен быть обеспечен указанными средствами реабилитации в количестве 483 штук. На основании выданного ответчиком 5 октября 2011 г. направления учреждением получено 90 штук памперсов, в связи с чем Степанов В.Л. указанными техническими средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен. Представитель ответчика ГУ - АРО ФСС РФ Яшков М.А. с заявленными требованиями не согласился. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что во исполнение поданного ГУЗ «Областной дом ребенка» заявления 5 и 27 октября 2011 г. выданы два направления, согласно которым потребность в технических средствах реабилитации на 2011 г. должна быть покрыта, их поставка будет произведена в ближайшее время. Также указал на неисполнимость требования прокурора Октябрьского района г. Архангельска о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации за 2012 г., ссылаясь на то, что государственные контракты на поставку средств технической реабилитации заключаются сроком на один финансовый год. Поскольку поставщик таких средств на 2012 г. в установленном законом порядке еще не отобран, лимиты финансирования на 2012 г. до отделения не доведены, государственный контракт на поставку технических средств реабилитации не заключен, выдать ГУЗ «Областной дом ребенка» направление на получение технических средств реабилитации не представляется возможным. Расчет количества технических средств реабилитации, подлежащих предоставлению ребенку-инвалиду Степанову В.Л. в 2011-2012 г.г., произведенный прокурором Октябрьского района г. Архангельска, не оспаривал, полагая его правильным. Представитель третьего лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» Зотикова Л.А. с против удовлетворения иска возражала. В судебном заседании пояснила, что ответчик, выдав направления на получение технических средств реабилитации, функцию по обеспечению Степанова В.Л. такими средствами за 2011 г. выполнил в полном объеме. Полагала требование об обеспечении Степанова В.Л. указанными средствами на 2012 г. заявленным преждевременно, т.к. на дату рассмотрения спора еще не определена организация, с которой будет заключен государственный контракт на поставку технических средств реабилитации в 2012 г. Третье лицо министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Как следует из представленных материалов, Степанов В.Л., родившийся ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении серии I-ИГ №), приказом департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска от 19 августа 2009 г. № 1862 определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время находится в ГУЗ «Архангельский областной специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики». Согласно справке серии МСЭ-2009 № 2842468 от 25.11.2010 г., Степанову В.Л. с 1 января 2011 г. установлена инвалидность на срок до 1 января 2013 г. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. Во исполнение названной нормы распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 22 данного Перечня к числу таких технических средств реабилитации отнесено абсорбирующее белье, подгузники (памперсы). Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Из содержания индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Степанова В.Л. от 08.12.2010 г. следует, что он нуждается в предоставлении технических средств реабилитации - памперсов (на вес ребенка - 8-18 кг) в количестве 3 штук ежедневно с 24.07.2011 г. по 01.01.2013 г. В силу ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила). В силу п. 16 Правил финансирование предусмотренных названными Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ. Согласно подп. «а» п. 3, п. 4 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства. Заявление о предоставлении технического средства реабилитации подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования РФ. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление и в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5 Правил). В соответствии с п.п. 6, 16 Правил техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ. С учетом изложенных норм, обязанность по предоставлению инвалиду технического средства реабилитации возложена на Фонд социального страхования РФ, который в силу закона наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации, на что указанному органу выделяются средства из федерального бюджета. 29 июня 2011 г. ГУЗ «Областной дом ребенка» направило в адрес ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ заявление на обеспечение Степанова В.Л. техническими средствами реабилитации (памперсами). 5 и 27 октября 2011 г. ответчиком выданы направления на получение ГУЗ «Областной дом ребенка» в 2011 г. для Степанова В.Л. памперсов за период с 24.07.2011 г. по 30.09.2011 г. в количестве 213 штук, а с 01.10.2011 г. - в количестве 90 штук ежемесячно. Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ГУЗ «Областной дом ребенка» 19.10.2011 г. ООО «Региональная медицинская компания» выдала на несовершеннолетнего Степанова В.Л. памперсы в количестве 90 штук, больше памперсов выдано не было в связи с их отсутствием у поставщика. Суд отклоняет доводы о том, что поскольку направления на обеспечение памперсами ребенка-инвалида в 2011 г. выданы в полном объеме, обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации ГУ - АРО ФСС РФ исполнена в полном объеме. В ходе судебного заседания установлено, что выданные направления реализованы частично, из положенных Степанову В.Л. в 2011 г. памперсов в количестве 483 штуки получено только 90 штук, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенной на него обязанности. При этом характер взаимоотношений ответчика с организацией, отобранной в установленном законом порядке для размещения заказов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не должен влиять на реализацию права ребенка-инвалида на своевременное и в полном объеме обеспечение такими средствами. Неисполнение данной организацией обязанностей, предусмотренных государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд, является основанием для ее привлечения к соответствующему виду ответственности. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что ребенок-инвалид Степанов В.Л. получил технические средства реабилитации за 2011 г. в количестве 90 штук, на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить Степанову В.Л. памперсы за период с 24 июля 2011 г. по 31 декабря 2011 г. в количестве 393 штуки. Разрешая требование прокурора Октябрьского района г.Архангельска о возложении на ГУ - АРО ФСС РФ предоставить Степанову В.Л. памперсы в количестве 1098 штук за 2012 г. суд приходит к следующему. Наличие права у Степанова В.Л., имеющего статус ребенка-инвалида, права на обеспечение в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. средствами технической реабилитации (памперсами) и факт необеспечения его этими средствами участвующими в деле лицами не оспаривался. Возражая относительно заявленных требований в данной части, представитель ответчика ссылался на отсутствие у Фонда лимитов финансирования на эти цели на 2012 г. и незаключение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Вместе с тем, как уже указывалось п. 16 Правил предусматривает, что финансирование предусмотренных этими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Подпунктом 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утвержден общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 496 832 419,1 тыс. рублей, в том числе, на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год - в сумме 87 250 650,3 тыс. рублей. Приложением № 4 к названному федеральному закону утверждено распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ на плановый период 2012 и 2013 г.г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов. Согласно данному Приложению на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в сумме 6 972 430,2 руб. Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает выделение денежных средств федерального бюджета на финансирование в 2012 г. выполнения Фондом социального страхования РФ обязанностей по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом суд принимает во внимание, что возложение на ответчика обязанности по обеспечению ребенка-инвалида Степанова В.Л. в 2012 г. определенным количеством технических средств реабилитации будет способствовать правильному планированию расходования бюджетных ассигнований, своевременной инициации процедуры размещения государственного заказа и, как следствие, своевременному и в полном объеме обеспечению инвалида этими средствами. По изложенным основаниям судом отклоняются и доводы представителей ответчика и третьего лица ГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» о планируемой передаче функций по финансированию обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации субъектам Российской Федерации. На дату рассмотрения дела соответствующего решения уполномоченным органом не принято. В случае передачи указанных полномочий иному государственному органу исполнительной власти вопрос о замене стороны в установленном решением суда правоотношении может быть разрешен в соответствии с положениями ст. 44 ГПК РФ. Таким образом, требование прокурора Октябрьского района г.Архангельска об обязании ГУ - АРО ФСС РФ предоставить ребенку-инвалиду Степанову В.Л. технические средства реабилитации в количестве 1098 штук за 2012 г. подлежит удовлетворению в полном объеме. С учетом изложенного, предъявленный прокурором Октябрьского района г. Архангельска иск подлежит удовлетворению частично. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход соответствующего бюджета надлежит взыскать государственную пошлину за рассмотрение данного дела в размере 200 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Степанова ФИО8 к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Степанова ФИО8 техническими средствами реабилитации, а именно памперсами (подгузниками для детей весом 8-18 кг) в количестве 393 штуки за период с 24 июля по 31 декабря 2011 г. и в количестве 1098 штук за период с 1 января по 31 декабря 2012 г. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб. На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с даты его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 8 ноября 2011 г. Судья Н.В. Лобанова