Дело № 2-5178/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 3 ноября 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Лобановой Н.В., с участием прокурора Розановой Т.О., при секретаре Филипповой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Архангельска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Ушаковой М.М. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, установил: прокурор Октябрьского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Ушаковой М.М. обратился в суд с иском к ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ - АРО ФСС РФ), в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить ребенку-инвалиду Ушаковой М.М. технические средства реабилитации. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Архангельска проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов, находящихся в ГУЗ «Архангельский областной специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» (далее по тексту - ГУЗ «Областной дом ребенка»). В ходе проверки установлено, что переданная на воспитание в указанное учреждение ребенок-инвалид Ушакова М.М. в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке индивидуальной программой реабилитации имеет право на предоставление технических средств реабилитации (памперсов) из расчета три штуки в сутки. За период с 01.07.2011 г. по 31.12.2012 г. ей должны были быть предоставлены технические средства реабилитации (памперсы) в количестве 1650 штук. Вместе с тем, на дату предъявления иска Ушакова М.М. техническими средствами реабилитации в полном объеме не обеспечена. Полагал действия ГУ - АРО ФСС РФ незаконными, в связи с чем просил обязать ответчика предоставить Ушаковой М.М. бесплатно памперсы в количестве 552 штуки за 2011 г. и 1098 штук за 2012 г. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Розанова Т.О. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Действующая в интересах ребенка-инвалида Ушаковой М.М. представитель ГУЗ «Областной дом ребенка» Чебыкина Е.А. требования прокурора поддержала. Представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что 29.06.2011 г. учреждение направило ГУ - АРО ФСС РФ заявление о предоставлении Ушаковой М.М. технических средств реабилитации (памперсов). В 2011 г. Ушакова М.М. должна быть обеспечена указанными средствами реабилитации в количестве 552 штук. На основании выданного ответчиком 5 октября 2011 г. направления учреждением получено 273 штуки памперсов, в связи с чем Ушакова М.М. указанными техническими средствами реабилитации в полном объеме не обеспечена. Представитель ответчика ГУ - АРО ФСС РФ Яшков М.А. с заявленными требованиями не согласился. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что во исполнение поданного ГУЗ «Областной дом ребенка» заявления 5 и 27 октября 2011 г. выданы два направления, согласно которым потребность в технических средствах реабилитации на 2011 г. должна быть покрыта, их поставка будет произведена в ближайшее время. Также указал на неисполнимость требования прокурора Октябрьского района г. Архангельска о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации за 2012 г., ссылаясь на то, что государственные контракты на поставку средств технической реабилитации заключаются сроком на один финансовый год. Поскольку поставщик таких средств на 2012 г. в установленном законом порядке еще не отобран, лимиты финансирования на 2012 г. до отделения не доведены, государственный контракт на поставку технических средств реабилитации не заключен, выдать ГУЗ «Областной дом ребенка» направление на получение технических средств реабилитации не представляется возможным. Расчет количества технических средств реабилитации, подлежащих предоставлению ребенку-инвалиду Ушаковой М.М. в 2011-2012 г.г., произведенный прокурором Октябрьского района г. Архангельска, не оспаривал, полагая его правильным. Представитель третьего лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» Зотикова Л.А. против удовлетворения иска возражала. В судебном заседании пояснила, что ответчик, выдав направления на получение технических средств реабилитации, функцию по обеспечению Ушаковой М.М. такими средствами за 2011 г. выполнил в полном объеме. Полагала требование об обеспечении Ушаковой М.М. указанными средствами на 2012 г. заявленным преждевременно, т.к. на дату рассмотрения спора еще не определена организация, с которой будет заключен государственный контракт на поставку технических средств реабилитации в 2012 г. Третье лицо министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Как следует из представленных материалов, Ушакова М.М., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении серии I-ИГ №), приказом департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска от 29 февраля 2008 г. № 485 определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время находится в ГУЗ «Архангельский областной специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики». Согласно справке серии МСЭ-2009 № 2842579 от 01.06.2011 г., Ушаковой М.М. установлена инвалидность на срок до 17 февраля 2026 г. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. Во исполнение названной нормы распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 22 данного Перечня к числу таких технических средств реабилитации отнесено абсорбирующее белье, подгузники (памперсы). Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Из содержания индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Ушаковой М.М. от 01.06.2011 г. следует, что она нуждается в предоставлении технических средств реабилитации - памперсов (на вес ребенка - 8-18 кг) в количестве 3 штук ежедневно с 01.07.2011 г. по 17.02.2026 г. В силу ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила). В силу п. 16 Правил финансирование предусмотренных названными Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ. Согласно подп. «а» п. 3, п. 4 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства. Заявление о предоставлении технического средства реабилитации подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования РФ. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление и в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5 Правил). В соответствии с п.п. 6, 16 Правил техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ. С учетом изложенных норм, обязанность по предоставлению инвалиду технического средства реабилитации возложена на Фонд социального страхования РФ, который в силу закона наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации, на что указанному органу выделяются средства из федерального бюджета. 29 июня 2011 г. ГУЗ «Областной дом ребенка» направило в адрес ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ заявление на обеспечение Ушаковой М.М. техническими средствами реабилитации (памперсами). 5 и 27 октября 2011 г. ответчиком выданы направления на получение ГУЗ «Областной дом ребенка» в 2011 г. для Ушаковой М.М. памперсов за период с 01.07.2011 г. по 30.09.2011 г. в количестве 282 штуки, а с 01.10.2011 г. - в количестве 90 штук ежемесячно. Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ГУЗ «Областной дом ребенка» 28.10.2011 г. ООО «Региональная медицинская компания» выдала на несовершеннолетнюю Ушакову М.М. памперсы в количестве 273 штуки, больше памперсов выдано не было в связи с их отсутствием у поставщика. Суд отклоняет доводы о том, что поскольку направления на обеспечение памперсами ребенка-инвалида в 2011 г. выданы в полном объеме, обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации ГУ - АРО ФСС РФ исполнена. В ходе судебного заседания установлено, что выданные направления реализованы частично, из положенных Ушаковой М.М. в 2011 г. памперсов в количестве 552 штук получено только 273 штуки, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенной на него обязанности. При этом характер взаимоотношений ответчика с организацией, отобранной в установленном законом порядке для размещения заказов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не должен влиять на реализацию права ребенка-инвалида на своевременное и в полном объеме обеспечение такими средствами. Неисполнение данной организацией обязанностей, предусмотренных государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд, является основанием для ее привлечения к соответствующему виду ответственности. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что ребенок-инвалид Ушакова М.М. получила технические средства реабилитации за 2011 г. в количестве 273 штуки, на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить Ушаковой М.М. памперсы за период с 1 июля 2011 г. по 31 декабря 2011 г. в количестве 279 штук. Разрешая требование прокурора Октябрьского района г.Архангельска о возложении на ГУ - АРО ФСС РФ предоставить Ушаковой М.М. памперсы в количестве 1098 штук за 2012 г. суд приходит к следующему. Наличие права у Ушаковой М.М., имеющей статус ребенка-инвалида, права на обеспечение в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. средствами технической реабилитации (памперсами) и факт необеспечения ее этими средствами участвующими в деле лицами не оспаривался. Возражая относительно заявленных требований в данной части, представитель ответчика ссылался на отсутствие у Фонда лимитов финансирования на эти цели на 2012 г. и незаключение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Вместе с тем, как уже указывалось п. 16 Правил предусматривает, что финансирование предусмотренных этими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Подпунктом 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утвержден общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 496 832 419,1 тыс. рублей, в том числе, на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год - в сумме 87 250 650,3 тыс. рублей. Приложением № 4 к названному федеральному закону утверждено распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования РФ на плановый период 2012 и 2013 г.г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов. Согласно данному Приложению на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в сумме 6 972 430,2 руб. Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает выделение денежных средств федерального бюджета на финансирование в 2012 г. выполнения Фондом социального страхования РФ обязанностей по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом суд принимает во внимание, что возложение на ответчика обязанности по обеспечению ребенка-инвалида Ушаковой М.М. в 2012 г. определенным количеством технических средств реабилитации будет способствовать правильному планированию расходования бюджетных ассигнований, своевременной инициации процедуры размещения государственного заказа и, как следствие, своевременному и в полном объеме обеспечению инвалида этими средствами. По изложенным основаниям судом отклоняются и доводы представителей ответчика и третьего лица ГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» о планируемой передаче функций по финансированию обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации субъектам Российской Федерации. На дату рассмотрения дела соответствующего решения уполномоченным органом не принято. В случае передачи указанных полномочий иному государственному органу исполнительной власти вопрос о замене стороны в установленном решением суда правоотношении может быть разрешен в соответствии с положениями ст. 44 ГПК РФ. Таким образом, требование прокурора Октябрьского района г.Архангельска об обязании ГУ - АРО ФСС РФ предоставить ребенку-инвалиду Ушаковой М.М. технические средства реабилитации в количестве 1098 штук за 2012 г. подлежит удовлетворению в полном объеме. С учетом изложенного, предъявленный прокурором Октябрьского района г. Архангельска иск подлежит удовлетворению частично. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход соответствующего бюджета надлежит взыскать государственную пошлину за рассмотрение данного дела в размере 200 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Ушаковой М.М. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Ушакову М.М. техническими средствами реабилитации, а именно памперсами (подгузниками для детей весом 8-18 кг) в количестве 279 штук за период с 1 июля по 31 декабря 2011 г. и в количестве 1098 штук за период с 1 января по 31 декабря 2012 г. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб. На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с даты его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 8 ноября 2011 г. Судья Н.В. Лобанова