Дело № 2-5184/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 10 ноября 2011 г. г. Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Лобановой Н.В., при секретаре судебного заседания Лянцевич Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Головиной Т.А. о признании незаконным решения департамента градостроительства мэрии г. Архангельска, установил: Головина Т.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение департамента градостроительства мэрии г. Архангельска от 9 сентября 2011 г. № 4606/194-03 и обязать департамент градостроительства мэрии г. Архангельска подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> в границах, соответствующих действующему земельному и градостроительному законодательству. В обоснование заявления указала, что является собственником <адрес> указанного дома и соответствующей доли земельного участка, на котором он расположен. 22 июля 2011 г. обратилась в министерство имущественных отношений Архангельской области с заявлением об изменении границ земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> в соответствии с действующим законодательством. Письмом от 19 августа 2011 г. заместитель министра имущественных отношений Архангельской области сообщил ей о том, что распоряжение о формировании земельного участка будет издано после утверждения мэрией г. Архангельска схемы расположения земельного участка, для чего ее заявление направлено в указанный орган местного самоуправления. Письмом от 9 сентября 2011 г. директор департамента градостроительства мэрии г. Архангельска сообщил ей о невозможности подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом, сформирован, прошел кадастровый учет, распоряжением первого заместителя мэра г. Архангельска от 09.06.2000 № 381р предоставлен для эксплуатации многоквартирного жилого дома, в связи с чем орган кадастрового учета вправе отказать в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением его границ. Данное решение полагает незаконным, так как границы земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> практически соответствуют границам данного жилого дома, что не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на п. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № «О государственном кадастре недвижимости», полагает, что в данном случае имеет место кадастровая ошибка, подлежащая исправлению в судебном порядке. В судебное заседание Головина Т.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель заявителя заявленные требования поддержал по изложенным основаниям. Представитель мэрии г. Архангельска Бураков В.М. против удовлетворения заявления возражал. Пояснил, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, прошел государственный кадастровый учет и в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 г. перешел в общую долевую собственность собственников помещений указанного дома. В связи с тем, что данный земельный участок уже сформирован, предусмотренная действующим законодательством процедура оформления прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом не может быть применена. Утверждение схемы расположения земельного участка в границах, о которых просит заявитель, невозможно, так как при этом будут нарушены требования ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 36, 37 Жилищного кодекса РФ, а также права иных собственников земельного участка. Полагал, что фактически заявитель ставит вопрос о прекращении существования такого объекта гражданского оборота как земельный участок с кадастровым номером № и создании нового объекта - земельного участка - в иных границах с иной площадью. Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему. Как следует из представленных материалов, многоквартирный жилой <адрес> - деревянный двухэтажный, четырехквартирный, 1932 г. постройки. Головина Т.А. является собственником 9/53 доли в праве общей долевой собственности на десятикомнатную <адрес> указанного дома. Распоряжением первого заместителя мэра г. Архангельска от 9 июня 2000 г. № 381р «О предоставлении земельных участков МУГХ Ломоносовского округа» МУГХ Ломоносовского округа предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 0,0732 га для эксплуатации указанного жилого дома. 7 июля 2000 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым № №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 0,0732 га с целевым назначением - для эксплуатации жилого дома. 22 июля 2011 г. Головина Т.А. обратилась в министерство имущественных отношений Архангельской области с заявлением об утверждении новой схемы расположения земельного участка по указанному адресу площадью 4 200 кв.м., указав, что существующий земельный участок сформирован с нарушением требований ст. 36 Земельного кодекса РФ, а на прилегающих к жилому дому земельных участках, не имеющих землепользователей, расположены объекты инфраструктуры, необходимые для эксплуатации этого дома. Данное обращение министерством имущественных отношений Архангельской области перенаправлено в адрес мэрии г. Архангельска, о чем сообщено заявителю. Письмом от 9 сентября 2011 г. № 4606/194-03 департамент градостроительства мэрии г. Архангельска сообщил Головиной Т.А. об отсутствии возможности подготовить схему расположения земельного участка в испрашиваемых заявителем границах. Не согласившись с этим решением, Головина Т.А. оспорила его в судебном порядке. Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего. Полномочия департамента градостроительства мэрии г. Архангельска на подготовку и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории определены п. 2.2.32 Положения о департаменте градостроительства мэрии г. Архангельска, утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 29.12.2005 № 371. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 названного федерального закона сведений об объекте недвижимости. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). При этом согласно ч. 9 ст. 38 названного федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка. Пункт 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что земельный участок, предназначенный для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес> г. Архангельска площадью 0,0732 га прошел кадастровый учет, его местоположение определено в соответствии с требованиями действующего законодательства. В силу прямого указания п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» этот земельный участок с 1 марта 2005 г. находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>. В заявлении от 22 июля 2011 г. Головина Т.А. просит изготовить и утвердить схему земельного участка для эксплуатации названного многоквартирного жилого дома площадью 4 200 кв.м., что более, чем на десять процентов превышает размер площади, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, что в силу приведенных положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета. Ссылка заявителя на то обстоятельство, что, оспаривая решение департамента градостроительства мэрии г. Архангельска от 09.09.2011 г., он просит суд исправить кадастровую ошибку, не может быть принята во внимание в силу следующего. В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под кадастровой ошибкой понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Документом, послужившим основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, является распоряжение первого заместителя мэра г. Архангельска от 9 июня 2000 г. № 381р, которое в судебном порядке не оспорено. Как разъяснили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 68 совместного постановления от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (ст.ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Таким образом, надлежащим способом защиты прав заявителя, которые он полагает нарушенными в результате кадастровой ошибки, является оспаривание в соответствующей процедуре действий (бездействия) органа государственной власти либо органа местного самоуправления по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а не предъявление требований к уполномоченному органу об утверждении схемы нового земельного участка в границах, которые, как он полагает, будут соответствовать требованиям действующего жилищного, земельного и градостроительного законодательства. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление Головиной Т.А. о признании незаконным решения департамента градостроительства мэрии г. Архангельска оставить без удовлетворения. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2011 г. Судья Н.В. Лобанова