Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации 01 декабря 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Гулевой Г. В. при секретаре Журавлевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело поисковому заявлению прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Архангельской области «Фармация» о возложении обязанности оборудовать вход в здания специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него маломобильных групп населения, установил: прокурор Соломбальского района города Архангельска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии муниципального образования «Город Архангельск», ГУП Архангельской области «Фармация» о возложении обязанности оборудовать специальными приспособлениями для доступа инвалидов помещения, расположенные по адресам ул. Целлюлозная, дом 20 и пр.Никольский, дом 92 в г. Архангельск, в которых расположены аптеки №139 и №360 ГУП Архангельской области «Фармация». В обоснование иска указано, что учреждения социальной инфраструктуры аптеки №139 и №360 ГУП Архангельской области «Фармация» не оборудованы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Ссылаясь на положения федерального законодательства, областного закона «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области», прокурор просил возложить на ответчиков обязанность создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вход в аптечные пункты №139 и №360 ГУП Архангельской области «Фармация» для инвалидов затруднен вследствие отсутствия специальных приспособлений (пандусов, настилов, рельсов и т.п.). В судебном заседании представитель прокурора Стоянова А.В требования уточнила, просила возложить обязанность по оборудованию входов в здания аптек №139 и №360 ГУП Архангельской области «Фармация» специальными приспособлениями (пандусами, ограждениями с поручнями) для беспрепятственного доступа в него инвалидов на государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фармация» в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования к мэрии муниципального образования «Город Архангельск» не поддержала. Представитель мэрии муниципального образования «Город Архангельск» Антипова С.А. с иском не согласилась, указав, что создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Мэрией города Архангельска принята городская целевая программа «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к муниципальным объектам социальной инфраструктуры на 2010-2012 годы», что свидетельствует о реализации органом местного самоуправления полномочий по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к соответствующим объектам. Возложение обязанности произвести оборудование входа в помещения аптек приведет к вмешательству в хозяйственную деятельность соответствующих органов управления муниципального образования. Кроме того, указывает, что в соответствии с положениями договоров аренды, ГУП Архангельской области «Фармация», как арендатор, обязуется при наличии технической возможности обеспечить устройство пандуса при входе в арендуемые помещения. Государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фармация» «Фармация», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела без своего участия. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. По настоящему делу индивидуализировать, то есть четко определить круг лиц, право которых на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в данном случае зданиям аптечных пунктов, ограничено, невозможно, поскольку пользоваться услугами аптечных пунктов по отпуску лекарственных средств могут не только инвалиды, проживающие на территории г. Архангельска. Как установлено статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. Статьей 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 закона Архангельской области «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» от 29 ноября 2005 года 119-7-ОЗ, объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт, иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны имеет порогов или перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. Как следует из содержания представленных материалов, в знаниях, расположенных по адресу г. Архангельск, ул. Целлюлозная, дом 20 и пр. Никольский, дом 92 в г. Архангельске, расположены аптечные пункты, структурные подразделения аптеки №139 - филиала ГУП Архангельской области «Фармация», используемые последним по договорам аренды №731 от 25 ноября 1998 года и №360 от 9 марта 1999 года, заключенными с мэрией г. Архангельска. Указанные объекты являются объектами социального обслуживания населения, в том числе инвалидов. Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки при осмотре зданий дома 20 по ул.Целлюлозной и дома 92 по пр.Никольскому в г. Архангельске, было установлено, что они не оборудованы пандусами или перилами, то есть специальными приспособлениями, для беспрепятственного доступа инвалидов в них, что учитывая общественное назначение зданий, в которых расположены аптечные пункты, является нарушением прав маломобильных групп населения, создает ограничения в их доступе в здание, препятствует разрешению ими вопросов, возникающих в сфере почтовых услуг. Факт отсутствия при входе в здания, где располагаются аптечные пункты, специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, ответчиками по существу не оспаривается. В силу ст. 110 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная обязанность связывается с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, соответствующим требованиям СНИП. Как установлено в ходе рассмотрения дела, муниципальное образование «Город Архангельск» является собственником нежилых помещений: общей площадью 246,5 к.м., расположенного на первом этаже дома 20 по ул.Целлюлозной в г. Архангельске; и общей площадью 567,8 кв.м., расположенного на первом этаже в доме 92 по пр.Никольскому в г. Архангельске. Данные помещения переданы по договорам аренды 731 от 25 ноября 1998 года и №360 от 9 марта 1999 года, в пользование ГУП Архангельской области «Фармация». В ходе рассмотрения дела установлено, что дополнительным соглашением к договору аренды №731 от 25 ноября 1998 года предусмотрена обязанность арендатора при наличии технической возможности установить пандус при входе в арендуемое помещение. Согласно пункту 6.4 раздела 6 «Прочие условия» договора аренды от 9 марта 1999 года №360 арендатор обязуется при наличии технической возможности обеспечить устройство пандуса при входе в арендуемые помещения. Согласно ч. 1 ст. 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Из приведенных выше положений ст. 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 6 закона Архангельской области «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» следует, что оборудование объектов социальной инфраструктуры специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, осуществляется за счет ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. В силу заключенных между сторонами мэрией города Архангельска и ГУП Архангельской области «Фармация» договора аренды, последнее приобретает право пользования помещениями, в той мере, в какой это необходимо для реализации своих прав по договору аренды нежилого помещения. В связи с тем, что часть зданий дома 20 по ул. Целлюлозной и в доме 92 по пр.Никольскому в. Архангельске используется ответчиком ГУП Архангельской области «Фармация» по договорам аренды, аптечные пункты, расположенные в этих зданиях, являются объектами социальной инфраструктуры и они не оборудованы специальными приспособлениями для маломобильных групп населения, то именно ГУП Архангельской области «Фармация» наделено правами и обязан нести обязанности по его содержанию и проведению необходимых видов ремонтных работ, а также работ по оборудованию здания специальными приспособлениями. Так, из содержания технических паспортов зданий следует, что входы в помещения не оборудованы пандусами, в дверных проемах имеются пороги и перепад высот пола. В нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлены суду доказательства отсутствия технической возможности оборудовать здание специальными приспособлениями. Следовательно, суд полагает, что имеется техническая возможность обустройства здания специальными приспособлениями для доступа инвалидов, не требующая его реконструкции, перепланировки или переустройства здания в целом, поскольку иное не доказано ответчиками. Ссылки ГУП Архангельской области «Фармация» на то, что обязанность по оборудованию зданий специальными приспособлениями должна быть возложена на собственника зданий, а именно на мэрию г. Архангельска, суд считает несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения ответчика, как арендатора, от обязанности соблюдать требования действующего законодательства в области социальной защиты прав инвалидов. Кроме того, суд учитывает, что для оборудования здания специальными приспособлениями реконструкцию здания проводить не нужно, и приспособление в виде пандуса не является сложным архитектурным и инженерным сооружением. Как следует из ответа заместителя начальника управления архитектуры и градостоительства мэрии г. Архангельска от 30 ноября 2011 года, устройство пандуса к входному узлу аптеки по пр. Никольский, 92 возможно в соответствии с требованиями СНиП 35-01 и свода правил 35-101 вдоль фасада дома; устройство пандуса к входному узлу аптеки по ул. Целлюлозная, 20 возможно в соответствии с требованиями СНиП 35-01 и свода правил 35-101 вдоль фасада дома при условии согласования работ к МУП «Водоканал». Таким образом, техническая возможность для обустройства входов в здания специальными приспособлениям имеется. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Ссылки ГУП Архангельской области «Фармация» на отсутствие необходимых для оборудования входа специальными приспособлениями для посещения маломобильных посетителей, денежных средств, предусмотренных бюджетами различных уровней, суд находит несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает исполнение обязанностей организациями независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры с наличием финансовой возможности. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковое заявление прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Архангельской области «Фармация» о возложении обязанности оборудовать вход в здания специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него маломобильных групп населения удовлетворить. Обязать государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фармация» в срок до 01 декабря 2012 года оборудовать вход в здания, расположенные по адресам: г. Архангельск, ул. Целлюлозная, д. 20 и пр. Никольский, д. 92 специальными приспособлениями - пандусами и ограждениями с поручнями для беспрепятственного доступа в них инвалидов. Взыскать с государственного унитарного предприятия Архангельской области «Фармация» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2011 года. Председательствующий Г.В. Гулева