РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Дело № 2-5226/2011 05 декабря 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В., при секретаре Ляшко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фахуртдинова ФИО12, Таустик ФИО13, Наумовой ФИО14 ФИО15, Ивонцына ФИО16, Тихомирова ФИО17 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный» о признании действий незаконными, произведении перерасчета, установил: Фахуртдинов ФИО18., Таустик ФИО19., Наумова ФИО20., Ивонцын ФИО21., Тихомиров ФИО22. обратились в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Северный» о признании действий незаконными, произведении перерасчета. В обоснование заявленных требований указали, что как жильцы дома № <данные изъяты> по ул. Красных Маршалов в г. Архангельске, обслуживанием которого занимается ответчик, являются абонентами (потребителями) электроэнергии, использующими энергию для бытового потребления. Согласно квитанциям на оплату коммунальных услуг, которые они оплачивают в пользу управляющей компании, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, в строке электроэнергия на общедомовые нужды выставляются к оплате суммы, рассчитанные управляющей компанией. Считают выставляемые суммы к оплате завышенными, не соответствующими установленному порядку расчета за потребленную электроэнергию, тогда как иного порядка не согласовывали. Просят признать действия ответчика по включению в квитанции на оплату коммунальной услуги по строке электроэнергия на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года незаконными. В процессе рассмотрения дела, истцы заявленные требования неоднократно уточняли и окончательно просили признать действия ответчика по расчету оплаты за электроэнергию в местах общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из присоединенной мощности токоприемников, незаконными. Произвести расчет данной услуги, исходя из установленных нормативов для населения, произвести за указанный период перерасчет оплаты. Порядок распределения ответчиком потребленной электроэнергии на общедомовые нужды пропорционально площади занимаемых жилых помещений не оспаривали. В судебном заседание Фахуртдинов ФИО23., Ивонцын ФИО24., Тихомиров ФИО25. уточненные исковые требования поддержали. Истцы Таустик ФИО26., Наумова ФИО27., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель Наумовой ФИО28. - Маилов ФИО29.о. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал. Представитель ООО «Управляющая компания «Северный» Гаврилов ФИО30 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что поскольку в доме истцов в спорный период времени один из приборов учета потребленной электроэнергии был неисправен, ОАО «Архангельская сбытовая компания» на основании договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ года выставляла им счет для оплаты электроэнергии на общедомовые нужды дома, исходя из присоединенной мощности токоприемников. Впоследствии из выставленного счета управляющей компанией вычиталась сумма 533 руб. 30 коп. ежемесячно, поскольку данную сумму за содержание и обслуживание общедомового электросчетчика жильцы дома оплачивали в составе строки содержание дома, затем полученная сумма делилась на общую площадь жилых помещений дома, тем самым определялась стоимость 1 кв.м, далее данный результат они передавали в МУ «ИРЦ» для выставления счета жильцам дома пропорционально занимаемых ими помещений. Пояснил также, что непосредственными получателями электроэнергии на общедомовые нужды являются жильцы дома, им лишь выставляется счет ОАО «Архангельская сбытовая компания» для оплаты и последующего распределения между жильцами дома. Представитель ОАО «Архангельская сбытовая компания» Большаков ФИО31. в судебном заседании с исковыми требованиями истцов не согласился, указав, что в связи с неисправностью счетчика в подъезде дома расчет электроэнергии на общедомовые нужды дома произведен согласно договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с управляющей компанией, исходя из присоединенной мощности токоприемников. Производить расчет оказанной услуги, исходя из нормативов для населения, считает нецелесообразным, поскольку управляющая компания к категории населения не отнесена, является отдельным хозяйствующим субъектом. Представитель ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (далее - ООО «АСЭП»), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Участвуя в судебном заседании ранее, представитель ООО «АСЭП» Корельская А.В. указала, что первоначально счетчики в данном доме были установлены ООО «АСЭП» для учета электроэнергии на общедомовые нужды. Впоследствии ими был выявлен факт неучтенного потребления электроэнергии, о чем составлен соответствующий акт, произведен расчет потребляемой электроэнергии дома, который направлен в ОАО «Архангельская сбытовая компания» для применения в работе и выставления счетов к оплате управляющей компании до восстановления прибора учета электроэнергии. Управляющей компанией неисправный счетчик был заменен и ДД.ММ.ГГГГ года счетчик был принят ООО «АСЭП» иопломбирован, далее с указанной даты расчет электроэнергии на общедомовые нужды производится жильцам дома по показаниям приборов учета. По определению суда и с согласия лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено при данной явке. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истцы проживают в доме № № по ул. Красных Маршалов в г. Архангельске: Фахуртдинов ФИО32. является собственником квартиры № №, Таустик ФИО33. - нанимателем квартиры № №, Наумова ФИО34 - собственником квартиры № № Ивонцын ФИО35. - нанимателем квартиры № №, Тихомиров ФИО36.- нанимателем квартиры № №. Содержанием и ремонтом общего имущества в данном многоквартирном доме с ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора управления занимается ООО «Управляющая компания «Северный». Согласно п. 2.2. договора перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей компанией жильцам дома, включает в себя, в том числе, электроснабжение жилых помещений, электроснабжение помещений общего имущества собственников и пользователей, электроснабжение инженерных сетей и оборудования в составе общего имущества, в том числе потери в сетях. ООО «Управляющая компания «Северный» ДД.ММ.ГГГГ года заключила договор энергоснабжения с ОАО «Архангельская сбытовая компания», согласно условиям п. 1.1. которого гарантирующий поставщик ОАО «Архангельская сбытовая компания» продает электрическую энергию, с привлечением сетевых организаций оказывает услуги по передаче электрической энергии, а покупатель ООО «Управляющая компания «Северный» оплачивает приобретаемую электрическую энергию, услуги по передаче электрической энергии в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные договором. В п. 1.2. договора сторонами указано, что покупатель ООО «Управляющая компания «Северный» приобретает электрическую энергию для использования для целей оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, использования ее на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь во внутридомовых сетях. В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Исходя из п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (энергоснабжение). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) - п. 4 ст. 426 ГК РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 были утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Правила розничных рынков), которые в силу п. 1 и 4 ст. 426 ГК РФ являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Указанным положением функционирования розничных рынков электрической энергии определены правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. Согласно п. 3 Правил розничных рынков, субъектами розничных рынков являются: а) потребители электрической энергии; д) исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг. Положения п. 1.1. и 1.2. договора энергоснабжения между ООО «Управляющая компания «Северный» и ОАО «Архангельская сбытовая компания» полностью согласуются с положениями п. 6 и 7 Правил розничных рынков. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют согласно п. 88 Правил розничных рынков услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно акту, подписанному ООО «Управляющая компания «Северный» и сетевой организацией ООО «АСЭП», граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон определена в распределительных коробках на стене жилого дома по контактам кабельных наконечников, отходящих в сторону потребителя. Как предусмотрено п. 89 Правил розничных рынков исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. В случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII Правил розничных рынков, установленными для граждан-потребителей (п. 91 Правил розничных рынков). В п. 108 раздела VII Правил розничных рынков предусмотрено, что поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Исполнители коммунальных услуг согласно п. 92 Правил розничных рынков при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящего документа, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации. Положения п. 88 - 92 Правил розничных рынков применяются также к иным потребителям, приравненным в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов к категории граждан-потребителей. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке. В соответствии с п. 27 Методических указаний (в редакцииот 31 декабря 2009 года, действующей на весь спорный период) к тарифной группе потребителей «население» приравниваются исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. Оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется в силу п. 136 раздела XII Правил розничных рынков на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом. Как установлено судом из представленных письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ООО «АСЭП» был выявлен факт неучтенного потребления электрической энергии, о чем составлен соответствующий акт № 79-59. В соответствии с п. 152 Правил розничных рынков по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. Согласно составленному ООО «АСЭП» акту на основании п. 147 Правил розничных рынков произведен расчет безучетного потребления электрической энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с даты предыдущей технической проверки прибора учета, исходя из среднесуточного расхода электроэнергии по счетчику, а с ДД.ММ.ГГГГ года произведен расчет за электроэнергию, исходя из присоединенной мощности токоприемников (10кВт*24 часа*количество дней в расчетном периоде). В силу п. 155 Правил розничных рынков, объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 Правил розничных рынков. Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом, определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом, п. 145 Правил розничных рынков предусмотрен расчет потребления электрической энергии в случае отсутствия (неисправности) приборов учета потребителям, за исключением граждан-потребителей и потребителей, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ·А. Согласно же п. 147 Правил розничных рынков в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Исходя из буквального толкования вышеперечисленных норм, управляющая компания,приобретающая электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан, приравнена к категории «население», а потому в отсутствие приборов учета потребления электроэнергии расчет надлежало производить не из присоединенной мощности токоприемников, что было предусмотрено договором энергоснабжения между ОАО «Архангельская сбытовая компания» и ООО «Управляющая компания «Северный» и именно на основании такого расчета сбытовой компанией выставлялись счета для оплаты, а исходя из установленных жилищным законодательством нормативов потребления коммунальных услуг. Условия же публичного договора, к которым и относится договор энергоснабжения, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, в силу п. 5 ст. 426 ГК РФ ничтожны. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу подп. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час). Приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. Нормативы потребления коммунальных услуг, включая услуги по электроснабжению, согласно п. 1, 2 и 4 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. За период до ДД.ММ.ГГГГ года действовали нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Архангельской области, утвержденные Постановлением Администрации Архангельской области от 14 мая 2007 года № 98-па. Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО «Архангельская сбытовая компания» данный норматив не учитывал потребление электроэнергии общедомовым имуществом. Доказательств обратному истцами суду представлено не было. Таким образом и на основании п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306,суд считает необходимым принять во внимание для определения расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, установленную величину - а именно 7 кВт·час в месяц на 1 человека. При этом судом учитывается, что Правилами функционирования розничных рынков, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрено в случае безучетного потребления электроэнергии по дому определение таких расходов, исходя из среднесуточного потребления электроэнергии. Таким образом, данные расходы за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года подлежат расчету, исходя из предусмотренных нормативов. Между тем, суд отвергает представленный истцами расчет потребления электроэнергии на общедомовые нужды, сделанный на основе примерного потребления энергопринимающими устройствами (электролампами) в подъездах, поскольку такой расчет на нормах закона не основан. Судом в целях проверки обоснованности стоимости выставленных к оплате услуг по электроэнергии на общедомовые нужды предлагалось представителям ответчика и сбытовой компании представить расчет стоимости данной услуги за спорный период на основании нормативов потребления коммунальных услуг. Между тем, такой расчет представителями суду как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве обоснования своих доводов, не представлен со ссылкой о нецелесообразности его проведения. Таким образом, судом расчет стоимости потребленной истцами электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, производится следующим образом. Суд учитывает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года количество граждан, зарегистрированных в спорном доме, согласно имеющихся в материалах дела поквартирным карточкам, было следующее: в квартирах № № - по № человека, в квартире № № человек, в квартирах № № человека, в квартире № № человека. Поскольку в квартире № № количество зарегистрированных лиц изменялось, и за период с ДД.ММ.ГГГГ года составляло <данные изъяты> человека, далее с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> человека, расчет судом производится согласно подп. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг пропорционально количеству прожитых дней данными гражданами. Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ года количество потребленной электроэнергии на общедомовые нужды составило по дому в целом 1 499,29 кВт•час. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, вступили в действие новые нормативы потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета, утвержденные Постановлением Правительства Архангельской области от 10 августа 2010 года № 230-пп. В значения нормативов, утвержденных Постановлением Правительства Архангельской области от 10 августа 2010 года № 230-пп, расходы электроэнергии на общедомовые нужды включены. Доказательств обратному истцами суду также не представлено. Согласно указанному Постановлению Правительства Архангельской области значения нормативов в зависимости от количества проживающих в квартирах граждан, а также с учетом того, что в спорном доме имеются только трехкомнатные квартиры (что не оспорено ни представителем ответчика, ни представителем сбытовой компании), следующие: Количество комнат в квартире Количество проживающих, чел. 2 3 4 5 и более 3 281 217 177 154 Таким образом, объем электроэнергии, потребленный по дому в целом за период с ДД.ММ.ГГГГ года, определяется судом путем суммирования произведений нормативов потребления электроэнергии по каждой квартире дома на количество прописанных граждан в квартире (пропорционально количеству прожитых дней данными гражданами, что следует из поквартирных карточек на квартиры) на расчетный период (в месяцах). Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ года количество потребленной электроэнергии в целом по дому, включая и потребление внутри квартир и потребление электроэнергии на общедомовые нужды, составило 22 545,02 кВт•час. Далее судом, путем суммирования строк «абонентская скидка» из ведомости потребления электроэнергии ОАО «Архангельская сбытовая компания», включающих в себя по словам представителя ОАО «Архангельская сбытовая компания» объем электроэнергии, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и по нормативу в квартире № №, определяется суммарный объем электроэнергии, потребленной внутри жилых помещений дома за период с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ОАО «Архангельская сбытовая компания» и ООО «Управляющая компания «Северный» достоверных сведений о фактическом потреблении электроэнергии в нецелых месяцах рассматриваемого периода не представлено, такой расчет производится судом пропорционально количеству дней в месяце. Таким образом, данный объем электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ года составил 7 344,26 кВт•час. Объем электроэнергии на общедомовые нужды, распределяемые между жильцами дома, которые имеют индивидуальные приборы учета электроэнергии, определен судом как разница между расходом электроэнергии, потребленной домом в целом и объемом электроэнергии, потребленным на основании показаний индивидуальных приборов учета и по нормативу в квартире № №. Итого, за период с ДД.ММ.ГГГГ года объем электроэнергии на общедомовые нужды дома составил 15 200,76 кВт•час (22 545,02 - 7 344,26). Как следует из актов осмотра расчетного учета электроэнергии, представленных сетевой компанией ООО «АСЭП», ДД.ММ.ГГГГ года в доме был демонтирован старый нерабочий прибор учета общедомовой электроэнергии, установлен и опломбированновый прибор учета. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, расчет потребленной общедомовой электроэнергии определяется, исходя из показаний общедомовых приборов учета. Спора между сторонами по порядку начисления платы за потребленную электрическую энергию с ДД.ММ.ГГГГ года нет. Объем электроэнергии, потребленный по дому в целом за период с ДД.ММ.ГГГГ года, определяется аналогичным образом - путем суммирования произведений нормативов потребления электроэнергии по каждой квартире дома на количество прописанных граждан в квартире (пропорционально количеству прожитых дней данными гражданами, что следует из поквартирных карточек на квартиры) на расчетный период (в месяцах). Квартиры расчетный период Итого потребление на ОДН, кВт-ч ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ кол-во прописанных в квартире период, мес. норматив Итого потребление на ОДН, кВт-ч кол-во прописанных в квартире период, мес. норматив Итого потребление на ОДН, кВт-ч 1 2 № 4 5=2*3*4 6 7 8 9=6*7*8 10=5+9 кв.№ 4 № 177 2832,00 4 24/31 177 548,13 3380,13 кв.№ 5 № 154 3080,00 5 24/31 154 596,13 3676,13 кв.№ 3 № 217 2604,00 3 24/31 217 504,00 3108,00 кв№ 4 № 177 2832,00 4 24/31 177 548,13 3380,13 кв.№ 3 № 217 2604,00 3 24/31 217 504,00 3108,00 кв.№ 3 № 217 2604,00 3 24/31 217 504,00 3108,00 кв.№ 3 № 217 2604,00 3 24/31 217 504,00 3108,00 кв.№ 3 № 217 2604,00 3 24/31 217 504,00 3108,00 Итого 21764,00 4212,39 25976,39 Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ года количество потребленной электроэнергии в целом по дому, включая потребление внутри квартир и потребление электроэнергии на общедомовые нужды, составило 25 976,39 кВт•час. Далее судом аналогично расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ года определяется объем электроэнергии, рассчитываемый на основании показаний индивидуальных приборов учета и по нормативу в квартире № №, который составил в период с ДД.ММ.ГГГГ года - 8 658,13 кВт•час (при этом, поскольку сведений о фактическом потреблении электроэнергии в нецелом месяце - ДД.ММ.ГГГГ года не представлено, такой расчет производится судом пропорционально количеству дней в месяце). Итого, за период с ДД.ММ.ГГГГ объем электроэнергии на общедомовые нужды дома составил 17 318,26 кВт•час (25 976,39 - 8 658,13). В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона (цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках). Аналогичное право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов регламентировано п. 54 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109. Постановлением департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2009 года № 67-э/4 утвержден одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области, который составлял с учетом НДС 2,84 руб./кВт.ч и действовал в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ года одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области, определен Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2010 года № 70-э/1 в размере 3,13 руб./кВт.ч (с учетом НДС). С учетом утвержденных тарифов за период с ДД.ММ.ГГГГ года стоимость электроэнергии на общедомовые нужды дома составила 97 376 руб. 31 коп. (15 200,76 * 2,84 + 17 318,26 * 3,13). Как пояснил в судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания «Северный» и данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела справкой о порядке расчета за электроснабжение общедомового имущества, из выставленного ОАО «Архангельская сбытовая компания» к оплате управляющей компании счета, последним ежемесячно вычиталась сумма 533 руб. 30 коп., поскольку данную сумму за содержание и обслуживание общедомового электросчетчика жильцы дома оплачивали в составе строки содержание дома. Поскольку стоимость содержания и обслуживания общедомового электросчетчика оплачивал также и наниматель квартиры № №, оплачивающий электроэнергию по нормативам непосредственно сбытовой компании, приходящаяся на его долю часть оплаты за содержание и обслуживание общедомового электросчетчика подлежит исключению пропорционально занимаемой им площади <данные изъяты> кв.м. Таким образом, за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ года из стоимости электроэнергии на общедомовые нужды дома в размере 97 376 руб. 31 коп. надлежит вычесть 473 руб. 60 коп. ежемесячно (в неполные месяцы - пропорционально количеству дней в месяце). Итого, окончательно стоимость электроэнергии на общедомовые нужды дома, которую необходимо распределить между жильцами дома, за период с ДД.ММ.ГГГГ года, составляет 93 144 руб. 46 коп. (97 376,31 - 4 231,85). Как следует из условий п. 6.3. договора управления многоквартирным домом, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании цен (тарифов), устанавливаемых органами местного самоуправления Муниципального образования «Город Архангельск» или органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом общей площади принадлежащих собственнику (пользователю) жилого помещения, иных количественных и качественных характеристик жилого помещения, численности зарегистрированных в жилом помещении (квартире) граждан, нормативов потребления услуг, а при наличии индивидуальных приборов учета - объема (количества) потребления услуг. Стоимость подлежащих оплате коммунальных услуг мест общего пользования (подъезды, подвалы, чердаки) распределяется между собственниками и пользователями пропорционально площади занимаемых ими помещений. Оплата потерь коммунальных ресурсов в общедомовых инженерных сетях и оборудовании, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений производится пропорционально потребленных собственниками и пользователями помещений коммунальных ресурсов. На основании изложенного, стоимость электроэнергии на общедомовые нужды дома распределяется в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом между жильцами дома пропорционально общих площадей занимаемых истцами квартир. Собственниками жилых помещений в доме данный договор управления, либо само условие договора о распределении стоимости электроэнергии на общедомовые нужды дома пропорционально общих площадей занимаемых истцами квартир в установленном законом порядке не оспорен. В доме общая площадь жилых помещений граждан, у которых установлены индивидуальные приборы учета и между которым необходимо распределить стоимость электроэнергии на общедомовые нужды дома (поскольку наниматель квартиры № № оплачивает непосредственно сбытовой компании коммунальную услугу по электроснабжению по нормативу, включающему расходы на общедомовое потребление, а потому в данный расчет не принимается) составляет согласно сведениям поквартирных карточек и не оспоренных представителем ответчика в судебном заседании <данные изъяты> кв.м. С учетом того, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года расходы на общедомовое потребление электроэнергии не включались в норматив, расчет стоимости электроэнергии на общедомовые нужды по квартирам истцов произведен, исходя из количества проживающих в квартире лиц, норматива в размере 7 кВт•час в месяц на 1 человека, умноженного на действующий тариф. Таким образом, стоимость электроэнергии на общедомовые нужды дома за весь спорный период между истцами распределяется следующим образом: квартира Расчетный период Суммарная стоимость электроэнергии на ОДН за спорный период, подлежащая к уплате, руб. ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Потребление на ОДН, кВт-ч тариф, руб/кВт-ч Стоимость электроэнергии на ОДН за период, руб. площадь квартиры площадь помещений распределяемая стоимость электроэнергии на ОДН Стоимость электроэнергии на ОДН за период, руб. № 219,48 2,84 623,33 65,1 <данные изъяты> 93144,46 12803,43 13426,76 № 274,35 779,17 65,9 12960,77 13739,94 № 219,48 623,33 69,5 13668,79 14292,13 № 182,38 517,97 67,7 13314,78 13832,75 № 109,74 311,67 71,1 13983,47 14295,14 Итого 2855,47 66731,24 69586,72 Истцам к оплате за спорный период выставлены управляющей компанией счета на общую сумму 156 296 руб. 77 коп., тогда как подлежало оплате лишь 69 586 руб. 72 коп. Таким образом, с учетом того, что выставленные истцам к оплате суммы за общедомовое потребление электроэнергии не соответствуют размеру фактически подлежащих к оплате сумм, порядок расчета сбытовой компанией услуг по электроснабжению мест общего пользования дома не соблюден, управляющей компанией правомерность выставленных счетов не проверена, суд приходит к выводу о признании незаконными действия ООО «Управляющая компания «Северный» по начислению истцам оплаты за электроэнергию в местах общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из присоединенной мощности токоприемников, и обязании ООО «Управляющая компания «Северный» произвести перерасчет платы за услуги по статье электроэнергия на общедомовые нужды дома № № по ул. Красных Маршалов в г. Архангельске, определив к оплате за период ДД.ММ.ГГГГ года: Фахуртдинову ФИО37. - 13 426 руб. 76 коп.; Таустик ФИО38. - 13 739 руб. 94 коп.; Наумовой ФИО39. - 14 292 руб. 13 коп.; Ивонцыну ФИО40. - 13 832 руб. 75 коп.; Тихомирову ФИО41. - 14 295 руб. 14 коп. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истцы при подаче искового заявления государственную пошлину не уплачивали, в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Фахуртдинова ФИО42, Таустик ФИО43, Наумовой ФИО44, Ивонцына ФИО45, Тихомирова ФИО46 ФИО47 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный» о признании действий незаконными, произведении перерасчета - удовлетворить. Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный» по начислению Фахуртдинову ФИО48, Таустик ФИО49, Наумовой ФИО50, Ивонцыну ФИО51, Тихомирову ФИО52 оплаты за электроэнергию в местах общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ года исходя из присоединенной мощности токоприемников. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный» произвести перерасчет платы за услуги по статье электроэнергия на общедомовые нужды дома № № по ул. Красных Маршалов в г. Архангельске, определив к оплате за период с ДД.ММ.ГГГГ года: Фахуртдинову ФИО53 - квартира № № - 13 426 руб. 76 коп.; Таустик ФИО54 - квартира № № - 13 739 руб. 94 коп.; Наумовой ФИО55 - квартира № № - 14 292 руб. 13 коп.; Ивонцыну ФИО56 - квартира № № - 13 832 руб. 75 коп.; Тихомирову ФИО57 - квартира № № - 14 295 руб. 14 коп. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп. Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2011 года. Председательствующий Е.В. Акишина