о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и взыскании денежных средств



Дело № 2- 3038/2011                                                                          «04» июля 2011 года

                                                               РЕШЕНИЕ

                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи: Моисеенко Н.С.

при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах Б.А.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и взыскании денежных средств,

                                                            УСТАНОВИЛ:

прокурор Соломбальского района г. Архангельска обратился в суд в интересах Б.А.М. с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и понуждении ответчика дополнительно предоставить безвозмездную субсидию на приобретения жилья в размере 152375 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований указал, что истец Б.А.М. включена в областной регистр граждан, имеющих право на получение субсидии для улучшения жилищных условий. Ей оформлено и выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1035 000 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ между В.А.И. и Д.В.А., представлявшим интересы Б.А.М., был заключен договору купли-продажи квартиры <адрес>. Квартира оценена сторонами договора на сумму 1035000 руб. 00 коп. Денежная сумма в размере 882625 руб. 00 коп. уплачена покупателем путем перечисления с лицевого счета, открытого на имя Б.А.М., как владельца свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Денежную сумму в размере 152375 руб. 00 коп. покупатель оплатил при подписании договора купли-продажи. Согласно Приказу Минрегиона РФ от 25 декабря 2009 года № 603 средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Архангельской области составляет 28750 руб. 00 коп. Полагал, что истцу ответчиком не в полной мере были предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В связи с чем, просил признать незаконными действия ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья в размере, менее стоимости жилого помещения, указанного в договоре купли-продажи, и обязать ответчика дополнительно предоставить Б.А.М. в счет безвозмездной субсидии денежные средства в размере 152375 руб. 00 коп.

Истец Б.А.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании помощник прокурора Соломбальского района г. Архангельска С.А.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление с предъявленными требованиями не согласился, пояснив, что Б.А.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в муниципальном образовании. Согласно личному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец выбрала меру социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий. Б.А.М. включена в список граждан-получателей безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета, ей было выдано свидетельство /у о предоставлении субсидии в размере 1035000 руб. 00 коп. Доверенным лицом Б.А.М. - Д.В.А. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого оплата по договору произведена в сумму 882625 руб. 00 коп. за счет средств субсидии федерального бюджета, а оставшаяся часть в сумму 152375 руб. 00 коп. оплачена за счет собственных средств покупателя. Вышеуказанная сумма в размере 152375 руб. 00 коп. была уплачена продавцу при подписании договора, то есть до предъявления данного договора в министерство. На основании пункта 36 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидом и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, если стоимость приобретаемого жилого помещения ниже указанной в свидетельстве суммы субсидии, на счет продавца перечисляется сумма в размере стоимости приобретаемого жилого помещения. Поскольку Б.А.М. частично оплатила стоимость приобретенной квартиры, а продавец получила от нее в качестве оплаты за квартиру 152375 руб. 00 коп., министерство издало распоряжение о списании кредитной организацией со счета Б.А.М. 882625 руб. 00 коп. и зачислении данной суммы на счет продавца жилого помещения. Издание распоряжения о списании 1035000 руб. 0 коп. повлекло бы нецелевое расходование средств субсидии.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» Н.И.Д., действовавшая на основании доверенности, с предъявленными истцом требованиями не согласилась, поддержав доводы изложенные в отзыве ответчика.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Б.А.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и включена в областной регистр граждан, имеющих право на получение субсидии для улучшения жилищных условий.

Пунктом 1 подпунктом 4, пунктом 2 статьи 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ определено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Б.А.М. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального Закона. Данное право Б.А.М. ответчиком не оспаривалось.

Согласно пунктам 1 - 3, 6 статьи 23.2 Федерального Закона РФ от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58 - па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

Пунктом 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме:

1) безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части);

2) предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.

В силу пунктов 12 - 16, 18 - 19 вышеуказанного Порядка Государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства (далее - отделение социальной защиты населения) формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в том числе члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело, в состав которого входят указанные документы.

Отделение социальной защиты населения ведет учет граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с датой подачи в отделение заявления с приложением документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка.

Отделение социальной защиты населения формирует регистры граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Проверка достоверности представленных документов осуществляется отделением социальной защиты населения.

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет.

Министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

Утвержденный список получателей субсидии доводится до отделений социальной защиты населения по месту проживания получателей субсидий.

Отделение социальной защиты населения извещает граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, включенных в список получателей субсидий, принимает от них и направляет в министерство заявления на получение субсидий по форме, утверждаемой министерством.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство.

Согласно пунктам 21, 23 - 28 настоящего Порядка министерство в соответствии с утвержденными списками получателей субсидий выдает получателю субсидии свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на основании личного заявления получателя субсидии.

Свидетельство является именным документом, удостоверяющим обязательство Архангельской области по выплате получателю субсидии денежных средств в размере, указанном в свидетельстве, и передаче третьим лицам не подлежит.

Граждане, получившие свидетельство, реализуют свое право на улучшение жилищных условий путем: приобретения готового жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) на первичном или вторичном рынке жилья (с представлением договора купли-продажи жилого помещения, являющегося основанием для государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещения, и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение); приобретения квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома при условии планируемого ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию не позднее III квартала года, следующего за годом заключения договора о долевом участии в строительстве или договора уступки прав (с представлением договора о долевом участии в строительстве или договора уступки прав, зарегистрированных в установленном порядке); погашения кредита (основной части кредита), полученного на приобретение жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) в кредитной организации, в том числе на выплату первоначального взноса по кредиту.

Получатель субсидии в течение срока действия свидетельства представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления субсидии.

Министерство в срок, указанный в соглашении (договоре) о порядке обслуживания средств государственной поддержки, представляет в Управление Федерального казначейства по Архангельской области платежные поручения о перечислении указанных средств на банковские счета получателей субсидии.

Для перечисления средств субсидии на приобретение готового жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) на первичном или вторичном рынке жилья гражданин, получивший свидетельство, представляет в министерство: 1) копию договора купли-продажи жилого помещения, содержащего условие об оплате стоимости жилого помещения за счет средств субсидии и зарегистрированного в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; 2) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение; 3) копию технического паспорта на жилое помещение.

Пунктами 31, 33 - 36 вышеуказанного Порядка установлено, что министерство осуществляет проверку: соответствия документов, представленных гражданином, получившим свидетельство, требованиям пунктов 28 - 30 настоящего Порядка; соответствия данных о приобретаемом в собственность гражданина, получившего свидетельство, жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) требованиям пунктов 8 и 10 настоящего Порядка.

Несоблюдение условий, предусмотренных пунктами 8, 10 и 28, 29, 30 (в зависимости от способа улучшения жилищных условий) настоящего Порядка, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Перечисление субсидии с банковского счета получателя субсидии производится на основании распоряжения министерства.

После перечисления субсидии продавцу (застройщику или кредитной организации, выдавшей кредит на приобретение жилого помещения) с банковского счета получателя субсидии кредитная организация направляет в министерство подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.

Если стоимость приобретаемого жилого помещения ниже указанной в свидетельстве суммы субсидии, на счет продавца (застройщика или кредитной организации, выдавшей кредит на приобретение жилого помещения) перечисляется сумма в размере стоимости приобретаемого жилого помещения.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ Б.А.М. выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, согласно которому Б.А.М. выделена безвозмездная жилищная субсидия на приобретение жилья в размере 1035000 руб. 00 коп.

ДД.ММ.ГГГГ между Открытым акционерным обществом Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации и Б.А.М. был заключен договор о банковском целевом счете , по условиям которого Банк открывает на её имя счет, на который в установленный срок будет перечислена предоставленная распорядителю счета сумма субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1035000 руб. 00 коп.

ДД.ММ.ГГГГ между представителем Б.А.М. - Д.В.А. и В.А.И. был заключен договор купли - продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 2.1 указанного договора купли - продажи, цена квартиры установлена сторонами в размере 1035000 руб. 00 коп.

В силу пункта 2.1.2 денежную сумму в размере 152375 руб. покупатель уплачивает продавцу при подписании договора. Денежная сумма в размере 882625 руб. 00 коп. уплачивается за счет средств федерального бюджета в виде субсидии. Денежная сумма в размере 882625 руб. 00 коп. уплачивается покупателем квартиры путем перечисления денежных средств с блокированного целевого счета , открытого на имя Б.А.М. в Архангельском ОСБ Сбербанка России, как владельца Свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета /у, выданного Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ, на счет , открытый на имя В.А.И. в Архангельском ОСБ Сбербанка России в течение 14 дней с момента государственной регистрации сделки и перехода права собственности к покупателю.

ДД.ММ.ГГГГ Б.А.М. выдано свидетельство Серии 29-АК о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, общей площадью 30,7 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «О перечислении денежных средств на приобретение жилья Б.А.М.» денежные средства в сумме 882625 руб. 00 коп. списаны с банковского целевого счета получателя субсидии Б.А.М. , открытого в Архангельском ОСБ ОАО Сбербанк Российской Федерации на имя продавца В.А.И., счет , открытый в Архангельском ОСБ ОАО Сбербанк Российской Федерации.

Таким образом, Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области с банковского счета получателя безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения была перечислена продавцу жилого помещения сумма в размере менее стоимости приобретаемого жилого помещения, несмотря на то, что его стоимость равна указанной в свидетельстве суммы указанной субсидии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по предоставлению Б.А.М. безвозмездной субсидии для приобретения жилья в размере, менее стоимости жилого помещения, указанного в договоре купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между В.А.И. и Д.В.А., представлявшим интересы Б.А.М., являются незаконными, поскольку Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области была осуществлена лишь формальная проверка соответствия документов, представленных гражданином, получившим свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, без анализа конкретных обстоятельств, заключения данным гражданином договора купли-продажи жилого помещения.     

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Соломбальского района г.Архангельска в интересах Б.А.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и взыскании денежных средств - удовлетворить.

         Признать незаконными действия Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области по предоставлению Б.А.М. безвозмездной субсидии для приобретения жилья в размере менее стоимости приобретаемого жилого помещения, указанного в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между В.А.И. и Д.В.А. в интересах Б.А.М..

          Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в пользу Б.А.М. 152375 руб. 00 коп. в счет безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

         Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья                        Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 11 июля 2011 года