о предоставлении жилого помещения



Дело № 2 - 832/2011                                       14 февраля 2011 года                                             Р Е Ш Е Н И Е                               Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах К.Е.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,

                                            у с т а н о в и л:

прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд в интересах К.Е.А. с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения.

         В обоснование заявленных требований указал, что К.Е.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать К.Н.В., являющаяся в отношении дочери одинокой матерью, лишена родительских прав на основании решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ. С рождения до 2010 года К.Е.А. воспитывалась и проживала в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении. Приказом Управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за К.Е.А. было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску. Приказом администрации территориального округа Майская горка г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.А. было предоставлено право пользования жилым помещением маневренного фонда, расположенным по адресу: <адрес>. В настоящее время К.Е.А. проживает в указанном жилом помещении маневренного фонда, в связи с чем не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке. До настоящего времени жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, благоустроенное, пригодное для проживания К.Е.А. ответчиком не предоставлено.

        Истец К.Е.А. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

        В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска П.И.В. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила обязать Муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска предоставить К.Е.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Архангельска жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. Жилое помещение предоставить за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска К.Л.П., действовавшая на основании доверенности, с предъявленными исковыми требованиями не согласилась, указав на то, что право истца на внеочередное получение жилого помещения не оспаривает. Пояснила, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления жилого помещения без учета очередности, так как это нарушит порядок распределения жилых помещений и права граждан, принятых на учет ранее истца.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства мэрии г. Архангельска А.С.А, действовавшая на основании доверенности, исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В представленном отзыве на исковое заявление указано, что вопросы распределения денежных средств в виде субвенций местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета, выделяемых для осуществления отдельных государственных полномочий, и вопросы постановки и ведения внеочередного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находятся в ведении органов местного самоуправления. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере контроля за осуществлением органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, является министерство образования, науки и культуры Архангельской области.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что К.Е.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать К.Е.А. - К.Н.В., являющаяся в отношении дочери одинокой матерью, лишена родительских прав на основании решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами: свидетельством о рождении К.Е.А., согласно которому она родилась ДД.ММ.ГГГГ и ее матерью является К.Н.В.; решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому К.Н.В. лишена родительских прав в отношении К.Е.А.

Приказом Управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней К.Е.А. было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.А. была принята на учет для внеочередного предоставления жилья.

Приказом администрации территориального округа Майская горка от ДД.ММ.ГГГГ К.Е.А. было предоставлено жилое помещение маневренного фонда: одна комната жилой площадью 9,9 кв.м., общей площадью 14,6 кв.м. в <адрес>.

С рождения и до 2010 года К.Е.А. воспитывалась и проживала в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении.

В настоящее время К.Е.А. проживает в предоставленном ей жилом помещении маневренного фонда.

Таким образом, К.Е.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49 - 7- ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

         Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).

         Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

    В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (пункт 8).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).

Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно решению Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                  р е ш и л:

исковые требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах К.Е.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить К.Е.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                              Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2011 года

Копия верна

Судья                                                                                                Н.С. Моисеенко