«08» сентября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Пыжовой И.А. при секретаре Москвиной Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сухановой ФИО7 о признании незаконным отказа мэрии г.Архангельска в предоставления места в детском дошкольном учреждении МОУ «Начальная школа -детский сад №77» и возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, УСТАНОВИЛ: Суханова Е.Б. обратилась в суд с заявлением о понуждении мэрии г. Архангельска обеспечить место для дочери ФИО8, ДД.ММ.ГГГГгода рождения в детском дошкольном учреждении МОУ «Начальная школа - детский сад №77». В обоснование требований указала, что с августа 2008года ее дочь состояла в очереди на предоставление места в детском дошкольном учреждении, в заявлении в качестве желаемого учреждения заявитель указала МОУ «Начальная школа - детский сад №77». В июне 2011года дочери Сухановой Е.Б. было предоставлено место в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147». Считает, что ее ребенок имеет преимущественное право на поступление в МОУ «Начальная школа - детский сад №77» в связи с тем, что данное детское учреждение посещает ее старшая сестра, кроме того, ребенок имеет легочное заболевание, в связи с чем, может посещать детское учреждение при наличии в группе отдельной спальни. В предложенном детском учреждении необходимые условия отсутствуют. Поскольку несовершеннолетней было предоставлено место в ином ДДУ, полагает, что мэрией <адрес> фактически не была выполнена обязанность по предоставлению места в детском дошкольном учреждении. В судебном заседании истец Суханова Е.Б., представитель истца Ромашко Е.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Заявитель уточнила требования, просят суд признать незаконным отказ мэрии города Архангельска предоставить ФИО9 место в МОУ «Начальная школа - детский сад №77» и обязать мэрию г.Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО10, путем приема ребенка в МОУ Начальная школа - детский сад №77». Представитель мэрии г. Архангельска Захарова О.Н. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что обязанность по предоставлению несовершеннолетней дочери заявителя места в ДДУ, мэрией города Архангельска исполнена. Возможность направить ребенка в МОУ «Начальная школа - детский сад №77» не имеется, из-за отсутствия свободных мест в соответствующей возрастной группе. Кроме того обязанность органа местного самоуправления предоставить место в конкретном детском учреждении, законом не предусмотрена. Также необоснованными считает доводы заявителя о невозможности посещения ребенком МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» в связи с отсутствием в группе отдельной спальной комнаты, так как непосредственно к заведующему ДДУ заявитель не обращалась, о состоянии здоровья ребенка не сообщала. Вместе с тем возможность положительного решения вопроса о переводе ребенка в другую группу не исключается. Просит в удовлетворении заявления отказать. Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее. Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что ФИО11, ДД.ММ.ГГГГгода рождения является дочерью Сухановой Е.Б., (копия свидетельства о рождении серии I-ИГ №). 26.08.2008года заявитель обратилась в орган местного самоуправления с просьбой поставить на очередь по определению ребенка в детское дошкольное учреждение. В качестве желаемого учреждения заявителем указано ДДУ № 77. Письмом Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю сообщено, что ее ребенку ФИО19 предоставлено место в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка». Заявитель считает, что органом местного самоуправления не исполнена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования Сухановой Ульяне Игоревне, так как не осуществлен прием ребенка в МОУ «Начальная школа - детский сад №77», согласно заявлению от 26.08.2008года. Считает, что поскольку старший ребенок посещает МОУ «Начальная школа - детский сад №77», то у младшего имеется преимущественное право на устройство в указанное учреждение. В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное. Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам. Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно п. 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение (далее - Типовое положение) обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 4 Типового положения). Эти учреждения создаются учредителями, которыми могут являться: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении создания государственных дошкольных образовательных учреждений; органы местного самоуправления в отношении создания муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Отношения между ними регулируются договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ (п. 16 Типового положения). В рамках договора (устава), заключаемого между учредителем и дошкольным образовательным учреждением, устанавливается режим работы последнего и длительность пребывания в нем детей (п. 23 Типового положения). Государственный статус таких учреждений (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ) устанавливается при их аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Исходя из направленности деятельности этих учреждений, они подразделяются на различные виды. Одним из видов учреждений является детский сад для детей раннего возраста, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей. (п. 7 Типового положения). Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 8 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). Согласно п. 13 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа. В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18.05.2009 № 185 (далее по тексту - Правила № 185). Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.12.2010 № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Регламент). В соответствии с пунктами 2.3. и 2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска. Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска (далее - Учреждения), осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в Учреждениях в порядке льготной очереди. Как указывалось выше, ФИО12 предоставлено место в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка», то есть обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа МО «Город Архангельск» исполнена. При этом суд учитывает, что МДОУ «Рябинушка», расположенное по адресу: <адрес>, находится наиболее близко относительно места жительства заявителя <адрес>, а в соответствующих возрастных группах МОУ «Начальная школа - детский сад №77» свободных мест нет, группы полностью укомплектованы. Доводы Сухановой Е.Б. о необходимости предоставления ее дочери ФИО13 места в конкретном детском учреждении - МОУ «Начальная школа - детский сад №77», суд считает необоснованными, поскольку ни действующее федеральное, ни региональное законодательство не содержит ограничений в части обеспечения поступления (зачисления) ребенка в детское дошкольное учреждение исключительно в рамках поименованных в заявлении родителей (законных представителей) учреждений. Более того, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, данных в процессе судебного разбирательства, учет детей, подлежащих зачислению в детское дошкольное учреждение, ведется в целом по городу Архангельску в порядке очередности поступления от родителей (законных представителей) заявлений. Возможность указания в заявлении до 5 детских садов, в которые родители желали бы определить своего ребенка, носит рекомендательный характер и на законодательном уровне не закреплена. Ссылку Сухановой Е.Б. на то обстоятельство, что ее ребенок имеет преимущественное право на поступление в МОУ «Начальная школа - детский сад №77», в связи с тем, что старший ребенок (ФИО14, ДД.ММ.ГГГГгода рождения) посещает указанное учреждение, суд также считает несостоятельной, поскольку перечень лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное прием в детское учреждение установлен п.п. 6,7 Правил приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, в соответствии с которым правом внеочередного либо первоочередного приема в Учреждения семья Сухановых не обладает. Обучение в МОУ «Начальная школа - детский сад №77» старшей сестры ФИО15, ДД.ММ.ГГГГгода рождения о наличии преимущественного права для поступления в Учреждение не свидетельствует. Доводы стороны заявителя об отсутствии в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка» необходимых условий для посещения данного учреждения ребенком, имеющим заболевания легких, суд считает необоснованным. По информации департамента образования мэрии города Архангельска в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка» имеется корпус, в котором во всех группах спальные помещения располагаются отдельно от игровых комнат. В учреждении оборудованы физкультурный и музыкальный залы, функционирует логопункт. Условия пребывания детей в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка» соответствуют нормам и требованиям действующего законодательства РФ. При этом, суд учитывает, что при формировании групп в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка» о состоянии здоровья ребенка заявитель уполномоченных лиц не информировала. При этом возможность устройства ребенка заявителя в группу, где имеется отдельная спальная комната не исключается, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ заведующей МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка» и объяснениями представителя мэрии г.Архангельска. Утверждения стороны заявителя о нарушении прав ребенка в данной части являются голословными и преждевременными. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия мэрии <адрес> в части непредоставления несовершеннолетней ФИО16 места в МОУ «Начальная школа - детский сад №77». Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: в удовлетворении заявление Сухановой ФИО17 о признании незаконным отказа мэрии г.Архангельска в предоставления места в детском дошкольном учреждении МОУ «Начальная школа -детский сад №77» и возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО18 ДД.ММ.ГГГГгода рождения путем приема в Муниципальное образовательное учреждение МОУ «Начальная школа -детский сад №77» - отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>. Председательствующий (подпись) И.А. Пыжова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.