Дело № 2 - 3898/2011 08 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Коваленко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области в интересах Х.И.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л: прокурор Коношского района Архангельской области обратился в суд в интересах Х.И.А. с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Х.И.А. является участником Великой Отечественной войны и относится к категории военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, а также является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет права и льготы, установленные статьями 14,17 Федерального закона «О ветеранах». Постановлением главы Муниципального образования «Волошское» № от ДД.ММ.ГГГГ Х.И.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени органы государственной власти право на получение мер социальной поддержки за ним не признают и не включают его в список граждан-получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Полагал действия ответчика незаконными. В судебное заседание прокурор Коношского района Архангельской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Истец Х.И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указано, что поскольку полученная Х.ИА. инвалидность не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О ветеранах» только в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Третье лицо Государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Коношскому району» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Третье лицо администрация Муниципального образования «Волошское» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») предусмотрены такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу пункта 4 статьи 17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Х.И.А. было выдано удостоверение серии ВОВ №, в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах». Постановлением главы Муниципального образования «Волошское» № от ДД.ММ.ГГГГ Х.И.А., являющийся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 52,3 кв.м., жилой площадью 35,2 кв.м., и проживающий в данном жилом помещении с составом семьи 3 человека, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение - <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания. Не оспаривая факт признания Х.И.А. нуждающимся в жилом помещении, ответчик ссылается на то, что поскольку инвалидность истца не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета могут быть предоставлены в соответствии со статьей 17 ФЗ «О ветеранах» только лишь в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Учитывая, что факт выселения истца из служебного жилого помещения не установлен, основания для предоставления ему жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствуют. Указанные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права. Из материалов дела следует, что Х.И.А. ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. В удостоверении серии ВОВ №, выданном Х.И.А. ДД.ММ.ГГГГ, также были внесены изменения и указано, что он имеет право на льготы, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах». Так, пунктом 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69, предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», предоставляются на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».имеется отметка, что истец имеет права и льготы, установленные статьями 14, 17 ФЗ «О ветеранах». Соответственно, Х.И.А., являясь участником Великой Отечественной войны из числа указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», имеет право на установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки. При этом, являясь инвалидом второй группы по общему заболеванию, он также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 ФЗ «О ветеранах». Доводы представителя ответчика о невозможности распространения на истца положений статьи 14 ФЗ «О ветеранах» в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию, что не предусмотрено статьей 4 ФЗ «О ветеранах», не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Согласно части 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 ФЗ «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2. Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников Великой Отечественной войны из числа лиц, поименованных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 ФЗ «О ветеранах» для инвалидов войны. Х.И.А., имея право на установленные для участников Великой Отечественной войны меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом второй группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в статье 14 ФЗ «О ветеранах», включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок). Пунктом 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части). Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (пункт 16 Порядка). Согласно пункту 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области. В силу пункта 20 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство. Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Хоров И.А. подлежит включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (областные регистры) с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, р е ш и л: исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области в интересах Х.И.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к включению в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить Х.И.А. в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2011 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Мотивированное решение составлено 15 августа 2011 года