признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2 - 1298/11                          29 марта 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.Н.А. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

М.Н.А. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

         В обоснование заявленных требований указала, что с 2008 года и по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции общественной безопасности отдела милиции по обслуживанию Октябрьского округа г. Архангельска. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на данный учет в связи с не предоставлением документа, подтверждающего признании её семьи малоимущей. Полагала, что данные действия ответчика являются неправильными и незаконными.

Истец М.Н.А. в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - мэрии г. Архангельска - ФИО10 действовавшая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав на то, что истцом не были представлены документы, подтверждающие признание в установленном законом порядке её семьи малоимущей.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026 - 1 сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьей 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

С целью единообразного применения вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления Архангельской области был принят Областной Закон «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» от 20 сентября 2005 года № 79 - 5 - ОЗ, который содержит аналогичные положения.

        Системное толкование вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что федеральным законом для отдельных категорий граждан может быть предусмотрен иной порядок обеспечения их жилыми помещениями, в данном случае таким законом является Закон РФ "О милиции".

Судом установлено и сторонами не оспаривалась, что М.Н.А. с 2008 года и по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции общественной безопасности отдела милиции по обслуживанию Октябрьского округа г. Архангельска.

Членами семьи М.Н.А. являются З.А.В. (супруг), З.В.А. (сын).

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания видно, что М.Н.А. и её несовершеннолетний сын З.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> <адрес>.

Из пояснений М.Н.А., данных ею в судебном заседании, следует, что её супруг З.А.В. фактически проживает вместе с ней и несовершеннолетним сыном по вышеуказанному адресу, а зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, принадлежит на праве общей долевой собственности М.С.В., З.С.В. и В.И.В. Каких - либо жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, ни она, ни члены её семьи не имеют.

ДД.ММ.ГГГГ М.Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи три человека.

Решением общественной жилищной комиссии по Октябрьскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ М.Н.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с не предоставлением документов, подтверждающих признание в установленном законом порядке её семьи малоимущей.

Поскольку истец М.Н.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что М.Н.А. является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах, суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения исковых требований М.Н.А. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, как лица, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и продолжающего проходить службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного.

Довод представителя ответчика о том, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда только малоимущим гражданам в порядке их очередности, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

Определением Конституционного суда РФ № 58-О от 15 февраля 2005 года сформулирована правовая позиция, согласно которой возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилой площадью, по смыслу статьи 132 (части) 2 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ сохраняет свою силу, носит общий характер и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суда Российской Федерации» является обязательной для всех судебных органов государственной власти. Она вполной мере распространяется на часть 1 статьи 30 Закона РФ «О милиции», обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп., которая подлежит взысканию с ответчика.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                 

р е ш и л:

исковые требования М.Н.А. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Признать незаконным отказ мэрии г. Архангельска в постановке М.Н.А. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать мэрию города Архангельска поставить М.Н.А. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу М.Н.А. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                    Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 04 апреля 2011 года