об оспаривании бездействия мэрии г. Архангельска, возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении



Дело № 2- 2924/2011                                                                            16 июня 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Моисеенко Н.С.

при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению М.В.С. об оспаривании бездействия мэрии г. Архангельска, возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении,

установил:

М.В.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия мэрии г. Архангельска, возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении.

        В обоснование заявленных требований указала, что Департаментом образования мэрии г. Архангельска ей было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении для ее дочери М.Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по мотиву его отсутствия. Указанные действия заинтересованного лица заявитель расценивает как нарушение ее конституционного права на труд и достойное содержание семьи. В связи с этим, просила обязать мэрию г. Архангельска предоставить ее дочери М.Э.Г. место в детском дошкольном учреждении, согласно перечню детских учреждений, указанных в ее заявлении.

         В судебном заседании М.В.С. заявление и доводы в его обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.

         Представитель заинтересованного лица мэрии г. Архангельска - З.О.Н. действовавшая на основании доверенности, с заявлением не согласилась.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

          Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

         В силу статьи 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

         В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

         - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

         - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

         - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

         Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

        Учитывая положения пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2, суд приходит к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела в порядке главы 25 ГПК РФ.

        Как усматривается из материалов дела, М.Э.Г., дочь М.В.С., родилась ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ и сторонами не оспаривается.

       Согласно сообщению Департамента образования мэрии города Архангельска М.Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальные дошкольные образовательные учреждения №№ 114, 140, 167 и 179. Правом первоочередного или внеочередного приема в детское дошкольное учреждение М.Э.Г. не обладает.

        По сообщению Департамента образования мэрии города Архангельска в настоящее время свободных мест для детей раннего возраста в вышеуказанных муниципальных дошкольных образовательных учреждения нет.

        В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела М.Э.Г. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено.

        Разрешая возникший спор о признании бездействия мэрии г. Архангельска, в части непредоставления несовершеннолетней дочери заявителя - М.Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении незаконным, суд исходит из следующего.

       В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

       Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное.

       Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

        Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями статей 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.

        Положения статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

        Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (пункт 3 статьи 18).

       Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

       Согласно пункту 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение (далее - Типовое положение) обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).

       Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 8 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

       Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Согласно пункту 13 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

        В силу положений статьи 1 Закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», муниципальное образование «Город Архангельск» от 23 сентября 2004 года № 258 - внеоч. - ОЗ наделено статусом городского округа.

       В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18 мая 2009 года № 185 (далее по тексту - Правила № 185), на начало учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

       Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

          Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

          Постановлением мэрии г. Архангельска от 21 декабря 2010 года № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Регламент).

         В соответствии с пунктами 2.3. и 2.3.1 Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска.

        Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска (далее - Учреждения), осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в Учреждениях в порядке льготной очереди.

        Согласно пункту 2.4 Регламента срок предоставления муниципальной услуги - с момента обращения Заявителя.

        Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документов, указанных в пункте 2.6 Регламента; несоответствие представленных документов требованиям п. 2.6 Регламента; отсутствие свободных мест в Учреждении (пункт 2.8 Регламента).

       Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на муниципальное образование «Город Архангельск». При этом ни действующее федеральное, ни региональное законодательство не содержит ограничений в части обеспечения поступления (зачисления) ребенка в детское дошкольное учреждение исключительно в рамках поименованных в заявлении родителей (законных представителей) учреждений.

        Более того, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, данных в процессе судебного разбирательства, учет детей, подлежащих зачислению в детское дошкольное учреждение, ведется в целом по городу Архангельску в порядке очередности поступления от родителей (законных представителей) заявлений. При рассмотрении вопроса предоставления места в детских садах комиссией учитывается перечень учреждений, указанных в заявлении родителей (законных представителей). Вместе с тем, возможность указания в заявлении до 5 детских садов, в которые родители желали бы определить своего ребенка, носит рекомендательный характер и на законодательном уровне не закреплена.

        Суд также учитывает пояснения М.В.С., которая выражала готовность рассмотреть все возможные варианты устройства своего ребенка в иное детское дошкольное учреждение на территории городского округа, нежели указано в ее заявлении.

        Доказательств принятия необходимых мер по организации предоставления бесплатного дошкольного образования дочери заявителя в соответствующих учреждениях на территории городского округа, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, со стороны заинтересованного лица суду не представлено.

       Вместе с тем, согласно пункту 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П «положения статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст. 7 (ч. 2) Конституции РФ)».

         Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.

         Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

         Конституционный Суд РФ в вышеупомянутом постановлении указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

        Согласно пункту 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

          При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетней М.Э.Г. места в детском дошкольном учреждении незаконным и возложении на нее обязанности принять М.Э.Г. в детское дошкольное учреждение с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче заявления М.В.С. была уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп., которая подлежит взысканию с заинтересованного лица.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление М.В.С. об оспаривании бездействия мэрии г. Архангельска, возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении - удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска в части непредоставления несовершеннолетней дочери М.В.С. - М.Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении.

         Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования М.Э.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» с ДД.ММ.ГГГГ.

         Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу М.В.С. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья                         Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 21 июня 2011 года