Дело № 2 - 4588/2011 17 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о понуждении к ликвидации несанкционированно размещенных свалок отходов производства и потребления, у с т а н о в и л: прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к ликвидации несанкционированно размещенных свалок отходов производства и потребления. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенного комиссией в составе помощника прокурора Ломоносовского района г. Архангельска, ведущего специалиста отдела экологического мониторинга Государственного казенного учреждения Архангельской области «Центр по охране окружающей среды» осмотра территории Ломоносовского, Майская горка, Варавино - Фактория округов г. Архангельска были выявлены несанкционированно размещенные свалки отходов производства и потребления расположенные по адресу: <адрес>, а также на территории за дорогой по первому Ленинградскому переулку в г. Архангельске. Просил обязать ответчика ликвидировать данные свалки отходов производства и потребления, несанкционированно размещенные на территории Муниципального образования «Город Архангельск» путем обеспечения сбора и вывоза указанных отходов в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска Солозобова О.А. отказался от заявленных требований в части понуждения к ликвидации свалки отходов производства и потребления, несанкционированно размещенной на территории Муниципального образования «Город Архангельск» по адресу: <адрес>, в связи с добровольным исполнением требований прокурора, о чем вынесено определение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства в части. Исковые требования к мэрии г. Архангельска о понуждении к ликвидации свалки отходов производства и потребления, несанкционированно размещенной на территории Муниципального образования «Город Архангельск» за дорогой по первому Ленинградскому переулку в г. Архангельске, расположенной в кадастром квартале 29:22:071601, путем обеспечения сбора и вывоза указанных отходов в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил. Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Архангельской области Быков А.П., действовавший на основании доверенности, указал, что Министерство осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра - города Архангельска, путем издания распоряжений о предоставлении земельных участков и заключения договоров. Иные функции органов местного самоуправления, в том числе функции благоустройства, озеленения территории, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации отходов, у министерства отсутствуют. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что 03 августа 2011 года в ходе проведенного комиссией в составе помощника прокурора Ломоносовского района г. Архангельска, ведущего специалиста отдела экологического мониторинга Государственного казенного учреждения Архангельской области «Центр по охране окружающей среды» осмотра территории Ломоносовского, Майская горка, Варавино - Фактория округов г. Архангельска были выявлены несанкционированно размещенные свалки отходов производства и потребления, расположенные по адресу: <адрес>, а также на территории за дорогой по <адрес> в г. Архангельске, в количестве пяти штук, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с актами осмотров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ несанкционированное размещение отходов производства и потребления ранее расположенное по адресу: <адрес>, ликвидировано. Захламление территории на пустыре за дорогой по <адрес>, расположенной в кадастром квартале № в полном объеме не ликвидировано. Согласно письму Департамента муниципального имущества от 07 ноября 2011 года № 173 - 22/7693 территория, ограниченная улицами Октябрьской, Красносельской, первым Ленинградским переулком, р. Юрос находится в границах Муниципального образования «Город Архангельск» на территории округа Варавино - Фактория. Исполнительно - распорядительные функции по решению вопросов местного значения, определенных Положением об администрации территориального округа, утвержденным Постановлением мэра г. Архангельска от 11 февраля 2010 года № 66 выполняет администрация территориального округа Варавино - Фактория. Статьей 1 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ (далее - Федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ) определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно статьи 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву. В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу части 1 статьи 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального Закона от Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - Федеральный Закон от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. На основании пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Толкование вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования относится к числу вопросов местного значения независимо от формы собственности на земельный участок. Пунктом 5.2 Положения по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления на территории Муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного решением Архангельского городского Совета от 11 мая 2000 года № 89, размещение отходов в местах, не согласованных с органами государственного надзора, запрещается. В силу требований пункта 3.1.1 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска, утвержденных решением Архангельского городского Совета от 31 мая 2006 года № 169 (далее - Правил) в целях обеспечения соблюдения чистоты и порядка на территории города запрещается организовывать свалку (сброс) и хранение (складирование) коммунальных (бытовых), промышленных и строительных отходов, грунта и других загрязнений вне специально отведенных и установленных для этого мест. В соответствии с пунктом 1.3 Правил благоустройство города обеспечивается в том числе деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции. Контроль за санитарной очисткой и уборкой территорий осуществляется мэрией города. Мэрия города разрабатывает план по благоустройству территории города, выполняет функции заказчика по благоустройству территории города в части содержания имущества казны муниципального образования «Город Архангельск» и территории общего пользования, не входящих в границы прилегающих территорий, определенных пунктом 2.1.2 настоящих Правил. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о понуждении к ликвидации несанкционированно размещенных свалок отходов производства и потребления. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Таким образом, мэрия г. Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о понуждении к ликвидации несанкционированно размещенных свалок отходов производства и потребления - удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска ликвидировать захламление территории на пустыре за дорогой по <адрес>, расположенной в кадастром квартале № от несанкционированного размещенных отходов производства и потребления путем обеспечения сбора и вывоза указанных отходов в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано (опротестовано) в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) через Октябрьский районный суд г. Архангельска Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено 22 ноября 2011 года Копия верна Судья Н.С. Моисеенко