Дело № 2 - 4506/2011 08 ноября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С., при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений, установил: прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности детей в дошкольных образовательных учреждениях было установлено, что на основании муниципального контракта № 8-кр от 29 января 2008 года, заключенного между мэрией г. Архангельска (Инвестор), Муниципальным унитарным предприятием «Стройсервис» (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Северная экспедиция» (Подрядчик), в 2008 году Обществом с ограниченной ответственностью «Северная экспедиция» в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 131 «Радуга» (далее - МДОУ № 131 «Радуга») проводились работы по ремонту мягкой кровли и ремонту теплового узла, а в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 59 «Белоснежка» (далее - МДОУ № 59 «Белоснежка») - работы по устройству шести козырьков над центральным и запасными входами в здание, замена розлива горячего и холодного водоснабжения, замена канализации в подвале, устройство отопления шкафчиков в восьми группах, замена розлива циркулярного трубопровода и замена водопровода. В процессе эксплуатации зданий выяснилось, что ремонт проведен некачественно. В МДОУ № 131 «Радуга» в результате дефектов кровельного покрытия систематически происходят сильные протечки воды с потолка в помещениях 2-го и 3-го этажей здания; в МДОУ № 59 «Белоснежка» в результате применения некачественного профнастила деформировались козырьки боковых запасных выходов. В период с 2008 по 2011 годы администрации дошкольных образовательных учреждений № № 131 и 59 неоднократно обращались в мэрию г. Архангельска по поводу некачественного ремонта зданий, однако необходимых мер собственником имущества принято не было. В нарушение условий заключенного муниципального контракта, вопреки статьям 723-725 Гражданского кодекса Российской Федерации Обществом с ограниченной ответственностью «Северная экспедиция» (далее - ООО «Северная экспедиция») недостатки ремонтных работ в МДОУ № № 131 и 59 не устранены, а Муниципальным унитарным предприятием «Стройсервис» при попустительстве мэрии города в нарушение принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных статьями 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требования о взыскании неустойки и устранении дефектов подрядной организации не предъявлены, допущен пропуск срока давности претензий, вследствие чего в указанных дошкольных учреждениях требуется проведение повторного ремонта с привлечением сторонней организации, что влечет дополнительные затраты бюджетных средств. До настоящего времени здания муниципальных дошкольных образовательных учреждений имеют дефекты, в результате чего подвергаются опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, их родителей и работников этих учреждений, т.е. неопределенного круга лиц. Здания МДОУ № № 131, 59 находятся в муниципальной собственности, в связи с чем просил обязать мэрию города Архангельска провести ремонт мягкой кровли в здании МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 131 «Радуга» по адресу г. <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также провести ремонт козырьков боковых запасных выходов в здании МДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Белоснежка» по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании старший помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска Макарова Е.П. заявленные требования уточнила. Просила обязать мэрию г. Архангельска провести ремонт мягкой кровли в здании МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 131 «Радуга» и ремонт козырьков боковых запасных выходов в здании МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 «Белоснежка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Неверова А.С., действовавшая на основании доверенности, с заявленными истцом требованиями не согласилась указав, на их необоснованность. Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 131 «Радуга» Корякина Е.Г., уточненные истцом требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 «Белоснежка» Елизарова Е.Л., уточненные истцом требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Стройсервис» (далее - МУП «Стройсервис») Васильев Г.Ф., действовавший на основании доверенности, уточненные истцом требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Не возражал против их удовлетворения. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам открытого аукциона между мэрией г. Архангельска (Инвестор), Муниципальным унитарным предприятием «Стройсервис» (Заказчик) и Общестовм с ограниченной ответственностью «Северная экспедиция» (Подрядчик) (далее - ООО «Севернаяэкспедиция») был заключен муниципальный контракт № 8-кр. Пунктами 1.1 - 1.4 настоящего муниципального контракта определено, что инвестор обязуется произвести оплату подрядчику за выполнение работы по капитальному ремонту муниципальных дошкольных образовательных учреждений, домов детского творчества и прочих учреждений в области образования Муниципального образования «Город Архангельск». Заказчик обязуется принять выполненные подрядчиком работы. Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по объекту собственными силами в соответствии с условиями контракта, строительными нормами и правилами, нормативными документами в области строительства, осуществление функций Генерального подрядчика для привлечения к выполнению работ субподрядных организаций. Предусмотренные контрактом работы будут осуществляться в сроки, указанные в календарном плане (графике) производства работ, являющемся его неотъемлемой частью. На основании вышеуказанного контракта в 2008 году подрядчиком ООО «Северная экспедиция» в МДОУ № 131 «Радуга» проводились работы по ремонту мягкой кровли и ремонту теплового узла, в МДОУ № 59 «Белоснежка» - работы по устройству козырьков над центральным и запасными входами (6 шт.) в здание, замена розлива горячего и холодного водоснабжения, замена канализации в подвале, устройство отопления шкафчиков в 8 группах, замена розлива циркулярного трубопровода и замена водопровода. В процессе эксплуатации зданий указанных дошкольных учреждений выяснилось, что ремонт проведен некачественно. В МДОУ № 131 в результате дефектов кровельного покрытия систематически происходят сильные протечки воды с потолка в помещениях 2-го и 3-го этажей здания; в МДОУ № 59 в результате применения некачественного профнастила деформировались козырьки боковых запасных выходов. В течение 2008 - 2011 годов администрации дошкольных образовательных учреждений № № 131 и 59 неоднократно обращались в мэрию г. Архангельска по вопросу некачественного ремонта зданий, однако необходимых мер собственником имущества принято не было. 25 июля 2011 года прокуратурой г. Архангельска в адрес мэра г.Архангельска было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности детей в образовательных учреждениях. Мэрии г.Архангельска предложено в числе прочего провести ремонт кровли в МДОУ № 131 и покрытия крыши над входами в МДОУ № 59. Из содержания письма заместителя мэра города по городскому хозяйству от 02 сентября 2011 года № 004-14/1144 следует, что работы по ремонту козырьков здания МДОУ № 59 производились в 2008 году подрядчиком ООО «Северная экспедиция» в рамках муниципального контракта. Функции заказчика выполнял МУП «Стройсервис». По результатам проведенной служебной проверки установлено, что заказчиком не были приняты меры в полном объеме для исправления недостатков, выявленных в гарантийный срок по контракту. На сегодняшний день гарантийный срок закончился, поэтому устранить недостатки в судебном порядке силами подрядчика, производившего работы, либо за его счет, не представляется возможным. Подрядчиком ООО «Северная экспедиция» в 2008 году были выполнены работы по устройству кровли МДОУ № 131 из наплавляемого материала «линокром» в 2 слоя. Устройство дополнительных слоев кровельного материала планируется выполнить в 2012 году. По результатам рассмотрения представления прокурора было принято решение поручить департаменту городского хозяйства включить в план капитального ремонта на 2012 год работы по ремонту кровли в МДОУ № 131 «Радуга» и устройству козырьков над центральными и запасными выходами в МДОУ № 59 «Белоснежка». Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в судебном заседании не оспаривались, в связи с чем суд считает их установленными. В силу статей 32, 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение обязано обеспечить условия для пребывания в нем детей и несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования В настоящее время здания муниципальных дошкольных образовательных учреждений №№ 131 и 59 имеют дефекты, в результате чего подвергаются опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, их родителей и работников этих учреждений, то есть неопределенного круга лиц. Актом обследования от 30 сентября 2011 года произведенного главным специалистом УСиКР ДГХ мэрии г. Архангельска и заведующим МДОУ № 131 «Радуга» установлено, что на кровельном покрытии здания МДОУ № 131 «Радуга» наблюдаются трещины (покрытие из линокрома). Внутри здания на верхнем этаже наблюдаются значительные протечки. Устранить неисправность кровли по текущему ремонту не целесообразно. Кровля требует капитального ремонта. В соответствии с актом обследования от 05 октября 2009 года произведенного комиссией в составе представителей УСиКР ДГХ мэрии г. Архангельска, МУП «Стройсерис», ООО «Северная экспедиция», заведующего МДОУ № 59 «Белоснежка» кровельное покрытие (металлический профнастил) на козырьках 2 - х боковых входов в здание поврежден. Примененный для ремонта козырьков МДОУ № 59 профнастил имеет ненадлежащее качество, тонкослойный. Актом технического осмотра здания МДОУ№ 59 «Белоснежка» от 15 апреля 2011 года установлено, что кровля козырьков левого и правового входов имеют повреждения. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, подтверждающих проведение каких - либо работ по устранению недостатков выполненных работ по капитальному ремонту данных муниципальных дошкольных образовательных учреждений ответчиком суду представлено не было. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что факт возникновения необходимости проведения работ по капитальному ремонту мягкой кровли в здании МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 131 «Радуга» и козырьков боковых запасных выходов в здании МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 «Белоснежка» нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Мэрия г. Архангельска, как собственник жилищного фонда, обязана в соответствии с законом нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества. Положением о порядке разработки и формированию плана капитального ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности Муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным решением Архангельского городского Совета от 16 мая 2007 года № 392, определено, что капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, в том числе зданий и сооружений, включает работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования объектов муниципальной собственности в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели, и сопутствующие им работы. В соответствии с пунктом 18.12 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных организаций в присутствии детей. Из пояснений свидетелей У.Е.Н., Н.Л.С., данных ими в судебном заседании, следует, что работы по капитальному ремонту зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений допускается производить только в отсутствии детей. С учетом технологии ремонтных работ по капитальному ремонту мягкой кровли, козырьков боковых запасных выходов в зданиях муниципальных дошкольных образовательных учреждениях оптимальным временем для их проведения является весенне - летний период. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом работы по капитальному ремонты должны быть выполнены ответчиком в срок до 01 августа 2012 года. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Таким образом, мэрия г. Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Ломоносовского района в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству работ по капитальному ремонту зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений - удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по капитальному ремонту мягкой кровли в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 131 «Радуга» расположенного по адресу: <адрес> Обязать мэрию г. Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по капитальному ремонту козырьков боковых запасных выходов в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 59 «Белоснежка» расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено 14 ноября 2011 года Копия верна Судья Н.С. Моисеенко