Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Пыжовой И.А., при секретаре судебных заседаний Москвиной Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Архангельска, Министерству образования, науки и культуры Архангельской области о возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного общего образования, обязании выделить субвенции местному бюджету в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, у с т а н о в и л: прокурор Ломоносовского района г.Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска, Министерству образования, науки и культуры Архангельской области о возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного общего образования несовершеннолетним находящимся в ГУ «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел по Архангельской области», обязании выделить субвенции местному бюджету в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки в ГУ «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел по Архангельской области» выявлены нарушения законодательства об образовании, а именно в учреждении не обеспечено право детей на получение образования, учебный процесс не организован, соответствующий договор с органами управления образованием не заключен. В адрес ЦВСНП вынесено представление об устранении нарушения закона в связи с чем, администрация учреждения обратилась в департамент образования мэрии г.Архангельска и Министерство образования, науки и культуры области по вопросу организации обучения несовершеннолетних, содержащихся в Центре. Ответчики не исполнили обязанности по обеспечению образовательных услуг. Ссылаясь на ст. ст.2, 18, 43, 46 Конституции Российской Федерации, ст. 5, п.п. 6.1 п. 6 ст. 29, п.1.ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», п.п. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 11 ч.1 ст. 15 и п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор Ломоносовского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц просит суд: обязать мэрию города Архангельска обеспечить предоставление общедоступного и бесплатного общего образования несовершеннолетним в ГУ «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел по Архангельской области» путем заключения договора об оказании образовательных услуг между общеобразовательным учреждением и ЦВСНП. Обязать Министерство образования, науки и культуры Архангельской области обеспечить государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в ГУ «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел по Архангельской области» путем выделения субвенций местному бюджету в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, просит суд обязать мэрию города Архангельска обеспечить предоставление общедоступного бесплатного общего образования несовершеннолетним в «Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Архангельску». Обязать министерство образования, науки и культуры Архангельской области обеспечить государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования в «Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Архангельску» посредством выделения субвенций местному бюджету в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В судебном заседании старший помощник прокурора Ломоносовского района г.Архангельска Макарова Е.П. уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель третьего лица УВД по г.Архангельску Заседателева Л.В. заявленные прокурором требования поддержала, пояснила, что до закрытия Центра на реконструкцию образовательные услуги детям находящимся в Центре оказывались органом местного самоуправления посредством заключения договора о предоставлении бесплатных услуг по проведению занятий в системе общеобразовательной школы, заключенным между МОУ № 95 при Департаменте образования культуры и спорта мэрии г.Архангельска и ГУ «ЦВСНП при УВД АО». В 2011 году мэрия отказалась от заключения такого договора, ссылаясь на отсутствие дополнительного финансирования на эти цели. Также пояснила, что несовершеннолетние могут находиться в Центре до 45 суток, считает, что отсутствие у них возможности получать в этот период времени образование, нарушает их конституционные права. В результате произошедшей реорганизации путем присоединения Центр утратил статус юридического лица, и в настоящее время входит в структуру УВД по г.Архангельску. Представитель ответчика мэрии г.Архангельска Захарова О.Н. в судебном заседании пояснила, что мэрия г.Архангельска готова организовать процесс предоставления общедоступного бесплатного общего образования для несовершеннолетних содержащихся в «ЦВСНП при УМВД РФ по г.Архангельску», однако на федеральном и региональном уровне не разработан порядок финансирования, организации и проведения образовательного процесса в учреждениях временного содержания детей. Представитель ответчика министерства образования, науки и культуры Архангельской области Самодова А.А. в судебном заседании с требованиями, предъявляемыми к Министерству не согласилась. Также пояснила, что право данной категории детей на получение образования не оспаривают. Вместе с тем, пояснила, что в настоящее время порядок предоставления образовательных услуг детям находящимся в Центре законом не определен. Установленная «подушевая» методика расчета субвенций не предусматривает выделение денежных средств на обеспечение организации образовательного процесса в Центрах временного содержания для несовершеннолетних. Кроме того, считает, что размер субвенций предоставленных органу местного самоуправления для целей организации образовательного процесса в образовательных учреждениях является более чем достаточным, количество детей помещенных в Центр является незначительным. Вопросы перераспределения средств выделенных в качестве субвенций должен быть решен соответствующими органами в пределах их компетенции. Считает, что оснований для предоставления субвенций дополнительно на 2011год не имеется. Полагает, что Министерство не может быть ответчиком по данному делу, заявленный прокурором способ защиты является ненадлежащим, так как вмешательство, в том числе судебное, в бюджетные правоотношения, законом не предусмотрено. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно пункту "е", ст.72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в частности, на принципах поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка (пункт 2 статьи 4 Федерального закона). В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность общего образования. Общее образование обязательно. Согласно ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность основного общего и среднего (полного) общего образования. Судом установлено, что по результатам проверки комиссии Генеральной прокуратуры РФ в ГУ «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел по Архангельской области», (реорганизовано путем присоединения в «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД РФ по г.Архангельску») выявлены нарушения законодательства об образовании, выразившиеся в том, что в Центре не обеспечено право несовершеннолетних на получение образования, учебный процесс не организован. По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ломоносовского района г.Архангельска в адрес Центра вынесено представление об устранении выявленных нарушений. (л.д.9-11). ДД.ММ.ГГГГ Руководителем Центра в адрес Департамента образования, науки и культуры мэрии г.Архангельска направлено письмо № с просьбой о возобновлении в Центре учебного процесса с момента открытия Центра после его реконструкции. (л.д.20). ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования мэрии г.Архангельска дан ответ, в котором разъяснено, что по данному вопросу необходимо обратиться в Министерство образования, науки и культуры Архангельской области. Также указано, что субвенции на организацию учебного процесса Министерством образования, науки и культуры Архангельской области выделяются на начало учебного года. (л.д.19). ДД.ММ.ГГГГ руководителем Центра в Министерство образования, науки и культуры Архангельской области направлено письмо № о выделении дополнительных субвенций на предоставление образовательных услуг воспитанникам ЦВСНП при УВД по Архангельской области на 2011-2012 учебный год. (л.д.16). Письмом министерства образования, науки и культуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Центра направлено сообщение о том, что органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, не наделены полномочиями по организации предоставления образовательных услуг воспитанникам ЦВСНП. (л.д.18). Из справки, представленной «ЦВСНП при УМВД РФ по г.Архангельску» следует, что на территории Архангельской области расположено два центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: ЦВСНП УМВД России по городу Архангельску с дислокацией в г.Архангельске и ЦВСНП ОМВД России Котласский - в д.<адрес>. Лимит наполнения Архангельского Центра составляет 30 койко-мест. С августа 2006 года по май 2011 года Архангельский Центр временного содержания находился на реконструкции и приемом несовершеннолетних занимался только ЦВСНП ОМВД России Котласский, рассчитанный на 16 койко-мест. С ДД.ММ.ГГГГ после завершения строительно-монтажных работ по реконструкции здания свою деятельность возобновил ЦВСНП УМВД России по городу Архангельску. Всего, с момента открытия, в ЦВСНП по ДД.ММ.ГГГГ доставлено - 42 несовершеннолетних, в том числе подростков проживающих в г. Архангельске - 10 человек. Выбыло из Центра за указанный период - 36 подростков, их них содержались в ЦВСНП: до 15 суток - 5 н/л; до 20 суток - 1 н/л; до 30 суток - 29 н/л; свыше 30 суток - 1 н/л. Возраст несовершеннолетних доставляемых в ЦВСНП с 8 до 17 лет. Согласно утвержденному Приказом №713 от 01.09.2011года Положению о «Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Архангельску», основными задачами Центра являются обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных нарушений; проведение индивидуальной профилактической работы; доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних в указанные учреждения. Таким образом, «ЦВСНП при УМВД РФ по г.Архангельску» по г.Архангельску входит в состав органов внутренних дел РФ и учебным общеобразовательным учреждением не является. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подростки помещаются в ЦВСНП на срок до 30 суток, в исключительных случаях он может быть продлен еще на 15 суток. Представителем ответчика мэрии г.Архангельска не отрицает, что до настоящего времени для несовершеннолетних находящихся в Центре образовательный процесс не организован. На основании изложенного доводы искового заявления о грубом нарушении прав находящихся в Центре детей на получение образования, суд находит обоснованными. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.п. 6.1 п. 6 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. Согласно п. 11 ч.1 ст. 15 и п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Архангельска о возложении обязанности на орган местного самоуправления обеспечить предоставление общедоступного бесплатного общего образования несовершеннолетним находящимся в «ЦВСНП при УМВД РФ по г.Архангельску» подлежат удовлетворению. При этом доводы представителя ответчика мэрии г.Архангельска об отсутствии законодательно закрепленного порядка организации образовательного процесса, механизма финансирования, расчета, перераспределения субвенций необходимых для обеспечения предоставления общедоступного бесплатного общего образования несовершеннолетним находящимся в Центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, суд считает несостоятельным, так как указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности установленной п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании» и не может служить основанием для умаления конституционных прав и гарантий несовершеннолетних на получение бесплатного общего образования в период их нахождения в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Вместе с тем требования прокурора к министерству образования, науки и культуры Архангельской области об обязании выделить субвенции местному бюджету в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, удовлетворению не подлежат. Суд находит обоснованными доводы представителя ответчика Министерства образования, науки и культуры Архангельской области Самодовой А.А. о том, что прокурором в данной части заявлен ненадлежащий способ защиты, так как в силу положений части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявленные требования затрагивают область бюджетных правоотношений. При этом бюджетным законодательством РФ не предусмотрено рассмотрение и разрешение споров о выделении из бюджетов различных уровней бюджетных средств и их перераспределение, а также формирование бюджета в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, иск, заявленный к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области удовлетворению не подлежит. Вместе с тем, суд считает необходимым указать на источник финансирования возложенной судом на мэрию г.Архангельска обязанности по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного общего образовании несовершеннолетним находящимся в «ЦВСНП при УМВД РФ по г.Архангельску», и принимая во внимание, что Центр не является учебным общеобразовательным учреждением, указать дополнительно, что данную обязанность следует исполнить путем предоставления общеобразовательных услуг в условиях Центра, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Архангельска - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска обеспечить предоставление общедоступного бесплатного общего образования несовершеннолетним находящимся в «Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Архангельску», путем предоставления общеобразовательных услуг в условиях Центра за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В иске прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области об обязании выделить субвенции местному бюджету - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Судья И.А. Пыжова Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2011 года