№2-6083/2011 `О признании права на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг`



Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 2- 6083/2011                      21 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Беляевской О.Я.,

при секретаре судебного заседания Соколовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Скрипник А.В. к муниципальному учреждению «Информационно-расчетный центр» о признании права на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов,

Установил:

Скрипник А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению «Информационно-расчетный центр» (далее - МУ «ИРЦ») о признании права на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов. Свои требования обосновал тем, что является собственником жилого помещения - <адрес>. 28.09.2011 он обратился в МУ «ИРЦ» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и приложил пакет необходимых документов. Письмом МУ «ИРЦ» от 29.09.2011 в предоставлении субсидии было отказано, поскольку в представленных документах отсутствовали сведения о доходах Скрипник Е.Д. Считая отказ МУ «ИРЦ» незаконным, Скрипник А.В. обратился в суд с данным заявлением.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направив в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца действующая на основании доверенности Скрипник Е.Д., исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель МУ «ИРЦ» Иштуганова Н.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что из представленного истцом на рассмотрение пакета документов следовало, что истец указывает в качестве члена своей семьи Скрипник Е.Д., прилагает к заявлению документы, подтверждающие размер ее доходов. Поскольку из представленных документов не был ясен размер дохода Скрипник Е.Д. за май 2011года, в предоставлении субсидии было отказано. Само право Скрипник А.В. на получение субсидии не оспаривает.

Представитель третьего лица отдела социальной работы Исакогорского и Цигломенского территориальных округов Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г.Архангельска Щеголихина Л.В., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась. Ранее в судебном заседании поясняла, что полномочие по предоставлению субсидий относится к компетенции МУ «ИРЦ».

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и исследовав все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела Скрипник А.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: г. Архангельск, ул.<адрес>.

В указанном жилом помещении также зарегистрированы его супруга Скрипник Е.Д., дочь Скрипник С.А. <данные изъяты> года рождения, и дочь С.Ю.А. , <данные изъяты> года рождения, являющиеся собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями: поквартирной карточки, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, серия <адрес> и серия <адрес>, справки МУ «ИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиями паспортов гражданина РФ.

Из дела видно, что 28.09.2011 истец обратился в МУ «ИРЦ» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, приложив к нему следующие документы: справку о составе семьи; копии свидетельств о праве собственности на жилое помещение, справки о доходах всех членов семьи за последние 6 месяцев; квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг; 3 копии паспортов, свидетельство о рождении С.Ю.А. .; справку из ИФНС на Скрипник Е.Д.; копию трудовой книжки Скрипник Е.Д.; справку из места обучения Скрипник С.А.; справку из места временного пребывания Скрипник Е.Д..

Письмом МУ «ИРЦ» от 29.09.2011 в предоставлении субсидии ему было отказано, поскольку в представленных документах отсутствовали сведения о доходах членов семьи за последние 6 месяцев.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Пунктом 4 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с пунктом 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

В обоснование своего права на получение субсидии истец представил в МУ «ИРЦ» свидетельство о признании его семьи малоимущей, справку о заработной плате за последние шесть месяцев, заявление о размере заработной плате супруги за три месяца, сведения об отсутствии у нее иных доходов за 6 месяцев и данные о месте ее временного пребывания в летний период, сведения об обучении детей в общеобразовательном учреждении (школе) и на подготовительных курсах высшего учебного заведения (без получения стипендии).

Как следует из материалов дела, жилое помещение в котором проживает истец находится в общей долевой собственности его и двух членов его семьи Скрипник Е.Д., С.Ю.А. по 1/3 доли у каждого.

Согласно положения пп. «г» и «ж» п. 8 Правил, к заявлению дополнительно истцом были приложены документы, подтверждающие их доходы и учитываемые при предоставлении субсидии, а именно: справка ГБОУ СПО «<данные изъяты>» от 28.09.2011 об обучении Скрипник С.А. в колледже, размере ее стипендии с сентября 2011года в сумме 680 рублей ежемесячно и справка о прохождении ею подготовительных курсов без получения стипендии в ГОУ ВПО «<данные изъяты>» за период с ноября 2011года по май 2011года; справка из ИФНС по г.Архангельску от 30 сентября 2011года об отсутствии информации о регистрации Скрипник Е.Д. в качестве индивидуального предпринимателя, выписка из лицевого счета Скрипник Е.Д. с остатком денежных средств по счету на сумму <данные изъяты> рубля в <данные изъяты> , письменное заявление от Скрипник Е.Д. содержащее сведения о размере заработной платы по <данные изъяты> ежемесячно без оформления трудовых отношения в период с 01 марта по 15 мая 2011года, справки о нахождении ее с 15 мая по 19 августа в <адрес> и отсутствии в данный период доходов от трудовой деятельности, копия трудовой книжки на Скрипник Е.Д., выписка из лицевого счета застрахованного лица на Скрипник Е.Д.

В соответствии с пп. «а» п. 33 Правил, при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой).

Истцу ответчиком в предоставлении субсидии было отказано по причине отсутствии информации о доходах Скрипник Е.Д. в период с 15 мая по июнь 2011года.

Вместе с тем из имеющейся в материалах дела справки администрации сельского поселения Шарьинского муниципального района <адрес>, датированной августом 2011года следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Скрипник Е.Д. вместе с дочерью С.Ю.А. проживала по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно сведений ФНС России по Костромской области Скрипник Е.Д. в качестве индивидуального предпринимателя в области не зарегистрирована.

Из пояснений Скрипник Е.Д., данных в судебном заседании следует, что в летний период 2011 г., она с дочерью Юлией, уезжала в <адрес>, где занималась выращиванием овощей для личного потребления. Какие-либо доходы за этот период не получала.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании письменными материалами дела, пояснениями свидетелей Б.Н.И. , К.Н.Л. и представителем ответчика не оспаривались.

Согласно п. 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из материалов дела усматривается, что при обращении к ответчику с заявлением о выдаче субсидии истец приложила весь необходимый перечень документов для принятия решения о предоставлении субсидии.

Отсутствие в трудовой книжке записи о трудоустройстве не свидетельствует об отсутствии у Скрипник Е.Д. доходов.

В порядке положений п. 36 Правил, в качестве документа, подтверждающего размер доходов ответчику было представлено заявление Скрипник Е.Д. о размере дохода полученного без оформления трудовых отношений. При этом МУ «ИРЦ» вправе было проверить изложенные в нем сведения в установленном в законе порядке.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 установлено, что подтверждением места жительства гражданина является его регистрация по месту жительства.

В силу пункта 15 указанных Правил регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Толкование вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи. Поскольку супруга истца является членом его семьи, наравне с ним имеет право пользования квартирой <адрес> и имеет постоянную регистрацию в ней, суд приходит к выводу о том, что ответчик неправомерно не принял во внимание представленную Скрипник Е.Д. справку о временном ее пребывании в летний период в Костромской области и иные документы, свидетельствующие об отсутствии за данный период у Скрипник Е.Д. доходов от трудовой деятельности и по данным основаниям отказал истцу в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о предоставлении Скрипник А.В. с учетом членов семьи субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению от 28 сентября 2011года.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит ко взысканию госпошлина в возврат в размере 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Скрипник А.В. к муниципальному учреждению «Информационно-расчетный центр» о признании права на получение субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение «Информационно-расчетный центр» предоставить Скрипник А.В. с учетом членов семьи субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с муниципального учреждения «Информационно-расчетный центр» в пользу Скрипник А.В. госпошлину в возврат в сумме 200 рублей.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2011 года

Председательствующий                                                         О.Я Беляевская