2-5829/2011 о взыскании компенсационных выплат за непредоставление места в МДОУ



                                                                                                            Дело № 2-5829/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года                                                                          город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухих А.В. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о взыскании компенсационных выплат, денежной компенсации морального вреда,

установил:

Сухих А.В. обратился в суд с иском правительству Архангельской области о взыскании компенсации за непредоставление места в детском дошкольном учреждении для его несовершеннолетнего сына ФИО7 в сумме 2000 руб., начиная с 1 сентября 2011 года по день предоставления такого места по месту жительства семьи, взыскании компенсации морального вреда в связи с отказом в выплате пособия на ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение в сумме 5 000 руб.

В обоснование иска указано, что ответчиком Сухих А.В. было отказано в выплате ежемесячного пособия, положенного ему как отцу ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, что и послужило основанием для обращения в суд. Незаконными действиями ответчика Сухих А.В. причинен моральный вред, компенсацию которого он оценил в сумму, указанную в иске.

В ходе рассмотрения дела судом, Сухих А.В. заявленные требования уточнил, ходатайствовав о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего - ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску». Определением суда от 28 ноября 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика - правительства Архангельской области надлежащим - ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску». К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены правительство Архангельской области, министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области Архангельское областное собрание депутатов.

В настоящем судебном заседании Сухих А.В. заявленные требования к ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» поддержал по изложенным в ходе рассмотрения дела доводам.

Представитель ответчика Карасов В.И., действующий от имени ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав на отсутствие права истца на выплату пособий, поскольку несовершеннолетний ребенок Сухих А.В. обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.

Представитель правительства Архангельской области Рябова Е.П., действующая от имени третьего лица на основании доверенности, с требованиями Сухих А.В. не согласилась, указав на отсутствие права Сухих А.В. на получение пособий и полномочий на их выплату у правительства Архангельской области.

Представитель Архангельского областного собрания депутатов по доверенности Тодоров И.В. пояснил, что условием для выплаты компенсации является именно необеспеченность ребенка местом в детском дошкольном учреждении, финансируемым за счет бюджетных средств.

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, причины неявки в судебное заседание не сообщило, об отложении дела ходатайства не заявляло. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, ФИО8, сын Сухих А.В., родился 19 марта 2010 года. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении серии I-ИГ № и сторонами не оспаривается.

Согласно сообщению Департамента образования мэрии города Архангельска ФИО9 зарегистрирован в льготной очереди для дальнейшего устройства в детское дошкольное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» (детские сады №№ 47,94,103,176) на основании соответствующего заявления от 24 марта 2010 года, родители ребенка обладают правом первоочередного (или внеочередного) приема в детское дошкольное учреждение. Предоставление места производится в порядке льготной очереди с учетом даты подачи заявления.

Предметом настоящего спора является взыскание суммы пособия, положенного Сухих А.В., как отцу ребенка, не обеспеченного, местом в дошкольном образовательном учреждении.

В ходе рассмотрения дела установлено, что сыну истца ФИО10, предоставлено место в муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Повракульская начальная школа - детский сад №17».

Поскольку данное образовательное учреждение расположено на территории Приморского района, непредоставление ФИО11 места в детском дошкольном учреждении в пределах МО «Город Архангельск» было оспорено Сухих А.В. в суде.

Так, решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 6 декабря 2011 года на мэрию города Архангельска возложена обязанность по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО12, 19 марта 2010 года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 31 января 2012 года, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом решение в законную силу не вступило.                                                                              

Разрешая возникший спор о взыскании суммы пособия, положенного Сухих А.В., как отцу ребенка, не обеспеченного местом в дошкольном образовательном учреждении, с 1 сентября 2011 года по день предоставления такого места по месту жительства семьи, суд учитывает следующее.

Из содержания искового заявления, пояснений Сухих А.В., данных при рассмотрении дела, следует, что последний полагает, что ему причитается выплата ежемесячного пособия в соответствии с областным законом «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей», поскольку его ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение в городе Архангельске.

Социальные пособия гражданам, имеющим детей, устанавливаются в соответствии с областным законом от 10 ноября 2004 года № 261-33-ОЗ «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей» в виде ежемесячного пособия на ребенка, дополнительного ежемесячного пособия на ребенка и дополнительного ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до трех лет на обеспечение полноценным питанием, а также в виде ежемесячного пособия на ребенка, не посещающего государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В соответствии со статьей 6 областного закона «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей» социальные пособия гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются государственными учреждениями социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми на основании письменных заявлений граждан с приложением всех необходимых документов.

Согласно статье 7 областного закона «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей» расходы на выплату социальных пособий гражданам, имеющим детей, установленных настоящим законом, финансируются за счет средств областного бюджета.

Назначение и начисление гражданам ежемесячных пособий на детей в г.Архангельске является обязанностью ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску», что подтверждается порядком назначения, финансирования и выплаты социальных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 3 декабря 2007 года №193-па (далее по тексту решения - порядок).

Так, пункт 11 порядка определяет, что документы, необходимые, для предоставления социальных выплат, следует предоставлять в государственное учреждение; в соответствии с пунктом 19 Порядка днем обращения за назначением пособия считается день приема государственным учреждением заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно пункту 36 порядка государственные учреждения производят назначение и начисление гражданам ежемесячных пособий на детей, готовят и представляют выплатные документы (ведомости, разовые поручения и списки) для непосредственного осуществления выдачи указанных пособий отделениями связи и отделениями кредитных организаций; представляют в министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области к 22 числу каждого месяца заявки на финансирование по начисленным суммам пособий на следующий месяц с учетом почтовых услуг и услуг кредитных организаций.

В соответствии с пунктом 38 порядка министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в пределах лимита бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет, доводит объем финансирования и лимиты бюджетных обязательств до государственных учреждений, представляет в управление Федерального казначейства по Архангельской области реестры на перечисление денежных средств на лицевые счета государственных учреждений. Государственные учреждения осуществляют перечисление денежных средств платежными поручениями через отделения управления Федерального казначейства по Архангельской области на счета граждан, открытые в кредитных организациях, или через организации федеральной почтовой связи.

Областной закон «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривает такой вид социального пособия как ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Таким образом, законом определено, что главным критерием, определяющим право на получение данного пособия, является факт не посещения ребенком государственного или муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В соответствии с пунктом 32 порядка назначения, финансирования и выплаты социальных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, не назначается, а выплата ранее назначенного пособия прекращается или приостанавливается в следующих случаях:

а) если ребенок находится на полном государственном обеспечении;

б) если ребенок достиг четырехлетнего возраста;

в) если ребенку предоставлено место в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении в населенном пункте, в котором он проживает;

г) если семья выбыла за пределы Архангельской области.

Пунктом 34 порядка закреплено, что решение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, или о необходимости дополнительной проверки сведений о месте проживания ребенка принимается руководителем государственного учреждения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна), с которым проживает ребенок.

Дополнения и изменения в областной закон от 10 ноября 2004 года №261-33-03 "О социальных пособиях гражданам, имеющим детей", устанавливающие данный вид социального пособия были приняты в целях поддержки тех родителей, которые не могут устроиться на работу в связи с тем, что их дети не имеют возможности посещать дошкольные образовательные учреждения в виду отсутствия в ник свободных мест.

Назначение данного пособия тем родителям, дети которых хотя и состоят в очереди на определение в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, но одновременно посещают муниципальные дошкольные учреждения в другом муниципальном образовании Архангельской области, повлечет нарушение принципов социальной поддержки, положенных в основупринятия областного закона "О социальных пособиях гражданам, имеющим детей".

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что ФИО13, на основании судебного решения от 6 декабря 2011 года, предоставлено место в детском дошкольном учреждении в пределах муниципального образования «город Архангельск», а до момента исполнения решения суда мэрией г. Архангельска ребенок имеет возможность посещать детское дошкольное учреждение другого муниципального образования (МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Повракульская начальная школа - детский сад №17»), законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Поскольку не подлежит удовлетворению основное требование, а также не представлено доказательств того, что действиями ответчика истцу были причинены какие-либо физические или нравственные страдания, требования о взыскании компенсации морального вреда, как производное от основного требования, также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований Сухих А.В. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о взыскании компенсационных выплат, денежной компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2011 года.

Председательствующий                                                                        Г.В. Гулева