Дело № 2 - 5385/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 декабря 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Гулевой Г.В., при секретаре судебных заседаний Журавлевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности организовать содержание и эксплуатацию свалок на о. Бревенник, установил: прокурор Соломбальского района г. Архангельска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированно размещенных отходов производства и потребления. В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной проверки исполнения санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, а также правил благоустройства и озеленения г. Архангельска, на территории о. Бревенник г. Архангельска, было установлено горение свалки древесных отходов, расположенной около садово - огороднического товарищества «Бочара», а также горение свалки бытовых отходов, расположенной на расстоянии 200 метров от дома 7 по ул. Островной в г. Архангельске. Выявленные факты влекут нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую природную среду, что послужило основанием для обращения в суд с требованиями, изложенными иске. В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, окончательно просил возложить на мэрию г. Архангельска обязанность организовать в срок по 1 июля 2012 года содержание и эксплуатацию свалок, расположенных около садово - огороднического товарищества «Бочара» (свалки древесных отходов) и на расстоянии 150 метров от дома 7 по ул.Островной в г. Архангельске (свалки древесных и бытовых отходов). В судебном заседании представитель прокуратуры Соломбальского района г. Архангельска Попова Е.М. уточненные требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика - мэрии г. Архангельска Ялунина Н.Ю. с требованиями не согласилась, указав отсутствие полномочий у мэрии муниципального образования «Город Архангельск» на содержание и эксплуатацию земельных участков (полигонов) твердых бытовых отходов, а также на отсутствие денежных средств в бюджете города на указанные цели. Представитель третьего лица Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области по доверенности Карпенко И.Г. требования прокурора поддержала, пояснив, что на о. Бревеник расположены две свалки, на которых продолжается горение, от жителей поступают жалобы, создается угроза санитарному благополучию населения. Также пояснила, что агентство осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра - города Архангельска, путем издания распоряжений о предоставлении земельных участков и заключения договоров. Иные функции органов местного самоуправления, в том числе функции благоустройства, озеленения территории, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации отходов, у министерства отсутствуют, такая обязанность возложена на мэрию муниципального образования «Город Архангельск». Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Как установлено в ходе рассмотрения дела, прокуратурой Соломбальского района г. Архангельска в ходе проверки соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, а также правил благоустройства и озеленения г. Архангельска, проведенной 21 сентября 2011 года, на территории о. Бревенник в г. Архангельске установлено горение свалки древесных отходов, расположенной около садово - огороднического товарищества «Бочага», а также горение свалки древесных бытовых отходов возле жилых домов по ул. Островной в г. Архангельске. 1 декабря 2011 года, при проведении осмотра государственным инспектором агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области мест складирования отходов на о. Бревенник в г. Архангельске, расположенных вблизи садово - огороднического товарищества «Бочага» и ул. Островной в г. Архангельске, зафиксированы признаки административного правонарушения. Так при проведении осмотра установлено наличие мест древесных отходов (начало дороги к свалке определено точкой 83 с координатами N64 Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что земельные участки, на которых размещено складирование отходов (кадастровые номера 29:22:012401:1, 29:22:/012401:2) в соответствие с п.2 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации находятся в государственной собственности. В соответствии со ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Как следует из содержания представленных материалов, по состоянию на 5 сентября 2007 года на территории о. Бревенник в г. Архангельске мэрией г. Архангельска были заключены для организации полгона твердых бытовых отходов с муниципальным учреждением городского хозяйства Маймаксанского территориального округа. Статьей 1 федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ (далее по тексту решения - федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ) определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно статьи 51 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву. В соответствии со статьей 13 федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу части 1 статьи 8 федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 24 части 1 статьи 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее по тексту решения - федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. На основании пункта 4 части 1 статьи 11 федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Толкование вышеуказанных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования относится к числу вопросов местного значения независимо от формы собственности на земельный участок. Выявленные в ходе проведения проверок нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении мэрией муниципального образования «Город Архангельск» возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 5.2 положения по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного решением Архангельского городского совета от 11 мая 2000 года № 89, размещение отходов в местах, не согласованных с органами государственного надзора, запрещается. В силу требований пункта 3.1.1 правил благоустройства и озеленения города Архангельска, утвержденных решением Архангельского городского совета от 31 мая 2006 года № 169 (далее по тексту решения - правил) в целях обеспечения соблюдения чистоты и порядка на территории города запрещается организовывать свалку (сброс) и хранение (складирование) коммунальных (бытовых), промышленных и строительных отходов, грунта и других загрязнений вне специально отведенных и установленных для этого мест. В соответствии с пунктом 1.3 правил благоустройство города обеспечивается в том числе деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции. Контроль за санитарной очисткой и уборкой территорий осуществляется мэрией города. Мэрия города разрабатывает план по благоустройству территории города, выполняет функции заказчика по благоустройству территории города в части содержания имущества казны муниципального образования «Город Архангельск» и территории общего пользования, не входящих в границы прилегающих территорий, определенных пунктом 2.1.2 настоящих правил. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированно размещенные свалки отходов производства и потребления. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина с мэрии г. Архангельска взысканию не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора Соломбальской прокуратуры г. Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности организовать содержание и эксплуатацию свалок на о. Бревенник удовлетворить. Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность организовать в срок до 01 июля 2012 года содержание и эксплуатацию свалок, расположенных около СОТ «Бочага» (свалки древесных отходов) и на расстоянии 150 метров от д. № 7 по ул. Островной (свалки древесных и бытовых отходов). На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы кассационная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2011 года. Председательствующий Г.В. Гулева