«29» ноября 2011 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Беляевской О.Я., при секретаре Соколовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Шестакова Э.Е. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : истец обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, местом его рождения является г.Архангельск. С рождения и до совершеннолетия истец воспитывался и проживал с опекуном в <адрес> Архангельской области (далее <адрес> АО), по достижению совершеннолетия обучался в ГОУ НПО «<данные изъяты> По окончании образовательного учреждения не был обеспечен жильем. Просит суд обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение. В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился. Просил рассмотреть исковое заявление без своего участия, исковые требования поддерживает. Ранее в судебном заседании пояснял, что после окончания обучения в училище трудоустроился в ОАО «<данные изъяты>Обращался в мэрию г. Архангельска с заявлением о предоставлении жилого помещения, получил отказ, мотивированный необходимостью обратиться в администрацию Верхнетоемского района АО по месту жительства его опекуна. В Верхнетоемском районе АО жилым помещением не обеспечен. В настоящее время проживает и работает в г.Северодвинске в съемной квартире без регистрации. Жилым помещением по месту работы работодателем не обеспечен, со ссылкой на наличие статуса ребенка-сироты. Просил обязать мэрию г. Архангельска предоставить ему благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 кв.м., расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Представитель ответчика мэрии города Архангельска Кокурина Т.А., действующая на основании доверенности, пояснила, с исковыми требованиями не согласна, поскольку Шестаков Э.В. в журнале первичного учета как оставшийся без попечения родителей в городе Архангельске не зарегистрирован. Право истца на получение жилой площади не оспаривает. Третье лицо орган опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в лице представителя Рашевой Т.В., надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, не явилась. Посредством телефонограммы просила рассмотреть дело без своего участия, пояснила, что исковые требования поддерживает, поскольку за истцом было неправомерно закреплено жилое помещение, находящееся в пользовании его опекуна, впоследствии данный приказ был отменен. Местом рождения истца и первичного выявления был г.Архангельск, где он дожжен быть обеспечен жилым помещением. Третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя не направило, представило письменное мнение по иску. В данном отзыве указало, что полномочия по распределению субвенций на приобретение жилья выполняет надлежащим образом, а вопрос их распределения и постановки на учет, ведения этого учета находятся в ведении органов местного самоуправления, в связи с чем просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Как установлено в судебном заседании, истец родился ДД.ММ.ГГГГ в г.Архангельске, о чем сделана соответствующая запись № от 06.10.1991 в отделе ЗАГС г. Архангельска. Его мать Шестакова Н.А. согласно свидетельства о смерти серии II-ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ умерла ДД.ММ.ГГГГ Из актовой записи о рождении истца следует, что сведения об отце Шестакове А.И. внесены со слов родителей матери. В материалах дела имеется справка и трудовая книжка на имя Шестаковой Н.А., матери истца, из которой следует, что до момента смерти Шестакова Н.А. была зарегистрирована и постоянно проживала в общежитии по месту работы <данные изъяты>» по адресу: г.Архангельск, п<адрес>. Согласно справке Пучужского сельского совета Верхнетоемского района Архангельской области от 21.03.1994года в свидетельстве о рождении истца отцом записан дедушка -Шестаков А.И., так как мать ребенка умерла при родах, отец был неизвестен, ребенка записывали родители матери. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ, отделом Управления ЗАГС Администрации Архангельской области в свидетельство о рождении истца была внесена актовая запись о перемене отчества с «А» на «Е». Из справки Управления образования администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» следует, что истец, имеющий статус сироты, с ДД.ММ.ГГГГ года и до момента совершеннолетия находился под опекой бабушки-Шестаковой В.И., указанное также подтверждается личной книжкой опекуна от ДД.ММ.ГГГГ., выданной комиссией по назначению государственных пособий при исполнительном комитете Верхнетоемского района Архангельской области. В материалах дела имеется подтверждение, что до ДД.ММ.ГГГГ года истец учился в средней общеобразовательной школе п<данные изъяты> Верхнетоемского района Архангельской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил обучение в ГОУ НПО «<данные изъяты> по специальности «слесарь-монтажник судовой», по окончании получил диплом. В период обучения проживал в общежитии учебного заведения. После окончания указанного образовательного учреждения проживал в <адрес>, снимал жилое помещение, без регистрации. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Вооруженных сил. При этом на протяжении всего периода пребывания и обучения истца в государственных учреждениях, прохождении военной службы он находился на полном государственном обеспечении. По окончанию службы трудоустроился в ОАО «<данные изъяты>. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец относился к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и, как следствие, имел право на предоставление установленных в законодательстве для данной категории граждан мер социальной поддержки. В абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) также закреплено, что дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования и др. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом необходимо заметить, что после окончания образовательных учреждений, прохождения военной службы лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снимаются с полного государственного обеспечения, в связи с чем, жилое помещение должно им предоставляться незамедлительно. Иное толкование вышеизложенных правовых норм недопустимо, т.к. ведет к нарушению права на жилище, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ, ранее перечисленных категорий граждан. В силу ч. 3 ст. 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании истец в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в городе Архангельске, не состоит. В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей в городе Архангельске, информация о его выявлении в качестве оставшегося без попечения родителей, отсутствует. Из представленных в материалы дела постановлений администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ года №№ ДД.ММ.ГГГГ №№ следует, что за Шестаковым Э.Е., имеющим статус сироты, закреплялось право на жилое помещение по месту жительства опекуна по адресу: Архангельская область, <адрес>, <данные изъяты>., затем данное постановление было отменено как незаконное. По сообщениюоргана опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» истец не имеет закрепленного жилого помещения на территории МО «Верхнетоемский муниципальный район». Из письменных сообщений Верхнетоемского филиала «Бюро технической инвентаризации», Управления Россресстра по АО и НАО истец на праве собственности каких-либо жилых помещений на территории МО Верхнетоемский район и в Архангельской области не имеет. В 2011г. истец обратился в мэрию г. Архангельска с заявлением о предоставлении жилого помещения по месту рождения и выявления, получил отказ от Департамента здравоохранения и социальной политики, мотивированный наличием жилого помещения вМО «Верхнетоемский муниципальный район». Таким образом,а основании вышеизложенногоился учитывая, что местом рождения и выявления истца как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является г. Архангельск, при передаче истца на воспитание опекуну, вопрос о закреплении за ним права на проживание в жилом помещении матери решен не был, соответствующее решение отсутствует. Суд приходит к выводу о том, что на момент лишения родительского попечения истец не имел закрепленного за ним жилого помещения и, следовательно, нуждался в предоставлении такового и должен был быть принят на соответствующий учет. Бездействие со стороны органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления по защите прав несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, привело к тому, что по достижению совершеннолетия, окончания пребывания в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении истец не имел определенного места жительства. На основании изложенного, суд полагает необходимым исковые требования истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить. При этом суд принимает во внимание, что за истцом незаконно органами опеки и попечительства было закреплено жилое помещение, занимаемое опекуном по договору социального найма, без согласия опекуна, что повлекло последующее действие по отмене незаконного постановления, когда о данном факте стало известно опекуну. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Согласно ст.ст.19,20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Шестакова Э.Е. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска предоставить Шестакову Э.Е. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска, общей площадью не менее 15 кв.м., расположенное в черте города Архангельска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Судья О.Я. Беляевская