о взыскании расходов, связанных с участием в проведении мероприятий областной адресной инвестиционной программы на 2008 год



Дело

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи: Роговой И. В.

при секретаре: ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению муниципального образования «<адрес>» к Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области, министерству строительства Архангельской области о взыскании расходов, связанных с участием в проведении мероприятий областной адресной инвестиционной программы на 2008 год,

установил:

МО «<адрес>» обратилось в суд с иском к Архангельской области в лице министерства строительства Архангельской области о взыскании расходов, связанных с участием в проведении мероприятий областной адресной инвестиционной программы на 2008 год. В обоснование иска указывает, что Законом Архангельской области «Об областном бюджете на 2008 год» в областной адресной инвестиционной программе на 2008 год установлено расходное обязательство ответчика перед истцом по осуществлению бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Архангельской области на условиях софинансирования выполнения работ по проекту «Реконструкция и расширение детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы. Пристройка к существующему зданию (2-й пусковой комплекс)». ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства Архангельской области направил в администрацию муниципального образования «<адрес>» уведомление о бюджетных ассигнованиях из бюджета Архангельской области в объеме 5000000 рублей. Указанные бюджетные ассигнования были доведены до истца в несколько этапов. ДД.ММ.ГГГГ истцом и ответчиком был заключен договор «О финансировании мероприятий по реконструкции и расширению детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы. Пристройка к существующему зданию (2-й пусковой комплекс)». По условиям указанного договора ответчик передал истцу функции по финансированию выполнения работ по обозначенному проекту, а также принял на себя обязательство перечислять денежные средства истцу для финансирования работ. На основании указанного договора ДД.ММ.ГГГГ истец разместил заказ и заключил контракт с ООО «Нординвест», действующим в качестве подрядчика, на выполнение работ по проекту. В соответствии с Законом Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Областной закон «Об областном бюджете на 2008 год» объем бюджетных инвестиций по проекту был увеличен до 17084400 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес истца уведомление о бюджетных ассигнованиях в объеме 17084400 рублей. Истец по договору подряда произвел расходы на оплату работ, выполненных ООО «Нординвест» в сумме 8966290,04 рублей, из них возмещено истцу из бюджета Архангельской области 5000000 рублей. В настоящий момент объем средств, не возмещенных из бюджета Архангельской области, составляет 3966290,04 рублей. Вступившими в силу решениями Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А05-4865/2009, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А05-17526/2009 с истца в пользу ООО «Нординвест» взыскан долг по оплате работ выполненных в 2008 г. в суммах 5602342,40 рубля и 863947,64 рублей соответственно. Указанными решениями установлено, что долг администрации МО «Новодвинск» перед ООО «Нординвест» обусловлен выполнением работ в 2008 году, с учетом того, что финансирование этих работ подтверждено департаментом строительства Архангельской области.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Архангельской области.

Представитель МО «Новодвинск» ФИО3 представил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит взыскать с Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу администрации муниципального образования «<адрес>» денежные средства в сумме 3966290,04 рублей в виде компенсации расходов в связи с участием в проведении мероприятий областной адресной инвестиционной программы за 2008 год.

Представитель министерства строительства Архангельской области ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ГБУ АО «Главное управление капитального строительства» ФИО5 с иском не согласилась, просит в его удовлетворении отказать.

Представитель министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с законом Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2008 год» установлен объём инвестиций в рамках Областной адресной инвестиционной программы на 2008 год на реконструкцию и расширение детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы в сумме 5000 тыс. руб., затем сумма инвестиций (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) увеличена до 17084,4 тыс. руб. Выданы уведомления о бюджетных ассигнованиях.

Главным распорядителем бюджетных средств в областном законе указан Департамент строительства Архангельской области.

Между Департаментом строительства Архангельской области и администрацией муниципального образования «<адрес>» (далее - Заказчик) ДД.ММ.ГГГГ заключён договор «О финансировании мероприятий по реконструкции и расширению детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы. Пристройка к существующему зданию (2-й пусковой комплекс)», в соответствии с п.2.1.1 которого Департамент обязался перечислять денежные средства Заказчику в пределах утверждённого поквартального плана по финансированию объектов областной адресной инвестиционной программы на 2008 год.

В соответствии с пунктом 3.1 договора объём финансирования на 2008 год составил 5 000 000 руб. Денежные средства во исполнение договора перечислены Департаментом платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ (1500000 руб.), от ДД.ММ.ГГГГ (1000000 руб.) и от ДД.ММ.ГГГГ (2500000 руб.).

В силу заключенных соглашений, на основании протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ МО «<адрес>» заключило муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции и расширению детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы, пристройка к существующему зданию (2-й пусковой комплекс)», с ООО «Нординвест».

Стоимость работ по муниципальному контракту составила 98007750 рублей, с учетом НДС. Согласно абзацу 2 пункта 2.1 контракта в 2008 году подлежало к выполнению работ на сумму 5000000 рублей с учетом НДС.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ООО «Нординвест» о взыскании с МО «<адрес>» 5602342,40 рублей, за работы по строительству объекта «Реконструкция детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы, пристройка к существующему зданию (2 пусковой комплекс)», выполненные по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным решением установлено, что в 2008 году выполнено работ на общую сумму 7562342,40 рублей. Задолженность в размере 5602342,40 рублей перед ООО «Нординвест» подтверждается актом сверки взаиморасчетов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, счетами фактурами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актов 1-РДП от ДД.ММ.ГГГГ, 2-РДП от ДД.ММ.ГГГГ, 3-РДП от ДД.ММ.ГГГГ, 4-РДП от ДД.ММ.ГГГГ, справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 48,48).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ООО «Нординвест» о взыскании с МО «<адрес>» о взыскании 863947,64 рублей за работы по строительству объекта «Реконструкция детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы, пристройка к существующему зданию (2 пусковой комплекс)», выполненные по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, по счету-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением арбитражного суда установлен факт выполнения ООО «Нординвест» работ, долг за которые взыскивается истцом, согласно актов 6-РДП и 7-РДП от ДД.ММ.ГГГГ, справок о стоимости выполненных работах формы КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 53).

Обстоятельства, установленные решениями Арбитражного суда Архангельской области от 30 июня и ДД.ММ.ГГГГ, лицами, участвующими в деле не оспорены.

Решения Арбитражного суда Архангельской области, Муниципальным образованием «<адрес>» исполнены, в подтверждение чего в материалы дела представлены платежные поручения о перечислении ООО «Нординвест» взысканных денежных средств (ДД.ММ.ГГГГ 2500000 рублей п/п , ДД.ММ.ГГГГ 3102342,40 рублей п/п , ДД.ММ.ГГГГ 863947,64 рубля п/п ).

Таким образом, обязательства МО «<адрес>» перед ООО «Нординвест» по выполненным в 2008 году работам выполнены, между тем средства, предусмотренные в бюджете Архангельской области, согласно Областной целевой программы в бюджет МО «<адрес>» не поступили.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Эти расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (абз. 1 ч. 2 ст. 85 БК РФ).

Согласно положению о министерстве строительства Архангельской области, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ -пп, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляет функции департамента строительства Архангельской области. В связи с реализацией компетенции, министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения:

осуществление полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию его компетенции, в случаях и порядке, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы от ДД.ММ.ГГГГ -па/1, Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до главных распорядителей бюджетных средств предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета.

Если заказчиками объектов являются органы местного самоуправления, главные распорядители перечисляют органам местного самоуправления муниципальных образований субсидии на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с соглашениями между ними о порядке предоставления субсидий на софинансирование объектов программы в порядке межбюджетных отношений на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

Если заказчиком является орган местного самоуправления муниципального образования, предоставление субсидий осуществляется главным распорядителем на основании соглашения о порядке предоставления субсидий на софинансирование объектов программы, заключенного между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом

В силу заключенного в июле 2008 году соглашения, главным распорядителем являлся Департамент строительства Архангельской области, полномочия которого на дату рассмотрения дела осуществляет Министерство строительства Архангельской области.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство строительства Архангельской области.

Возникновение расходного обязательства Архангельской области по финансированию мероприятий по реконструкции и расширению детской поликлиники Новодвинской центральной городской больницы, пристройка к существующему зданию (2-й пусковой комплекс), в силу заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора , Министерством строительства Архангельской области, как и право истца на возмещение соответствующих расходов не оспаривается. Ответчик возражая против предъявленного иска указывает, что истцом не соблюден установлены порядок, не представлены документы подтверждающие объем выполненных в 2008 году работ по форме РДП, справок формы 3-КС, отсутствуют заявки на бюджетное финансирование.

Между тем, данные возражения суд находит подлежащими отклонению в силу следующего.

В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Истец указывает, что лишен возможности представить необходимые документы, ввиду их отсутствия, так как данные документы не были подписаны муниципальным образованием, находятся в материалах гражданских дел, рассмотренных в Арбитражном суде Архангельской области. Указанные возражения лицами, участвующими в деле ничем не опровергнуты.

Объем и стоимость работ, фактически выполненных в 2008 году ООО «Нординвест» установлены решениями арбитражного суда.

В силу положений ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.

Положения аналогичного характера содержатся и в ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Между тем, ответчиками не приведено обстоятельств в опровержение объема и стоимости выполненных в 2008 году ООО «Нординвест» работ, как не оспорены установленные решениями арбитражного суда Архангельской области, иные обстоятельства.

Сам факт нарушения процедуры оформления документов, предусмотренных порядком финансирования областной адресной инвестиционной программы, отсутствия заявок на финансирование, в силу принятых арбитражным судом актов, основаниями к отказу от исполнения от обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ, не являются.

В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Закону Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» государственные капитальные вложения по объектам, находящимся в собственности муниципальных образований, направляются главными распорядителями средств областного бюджета в форме субсидий на счета по учету средств местных бюджетов, открытые в отделениях по городам и районам управления Федерального казначейства по Архангельской области, в порядке, установленном для получателей средств областного бюджета.

Так как надлежащим ответчиком судом признается Министерство строительства Архангельской области, как главный распорядитель бюджетных средств, в рамках областной адресной инвестиционной программы на 2008 год, утвержденной областным законом ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год», в удовлетворении требований к Министерству финансов Архангельской области следует отказать.

Размер задолженности подлежащей возмещению за счет средств областного бюджета, лицами, участвующими в деле не оспорен, подтвержден материалами дела, общий размер стоимости выполненных в 2008 году работ лимит бюджетного финансирования, установленный в размере 17084400 рублей, не превысил.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Заявление муниципального образования «<адрес>» к Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области о взыскании расходов, связанных с участием в проведении мероприятий областной адресной инвестиционной программы на 2008 год, удовлетворить частично.

Взыскать с министерства строительства Архангельской области за счет бюджетных инвестиций бюджета Архангельской области на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности, в рамках областной адресной инвестиционной программы на 2008 год, утвержденной областным законом ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год», в пользу муниципального образования «<адрес>» 3966290 (три миллиона девятьсот шестьдесят шесть тысяч двести девяносто) рублей 04 копейки.

Муниципальному образованию «<адрес>» в удовлетворении требований предъявленных к Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области - отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья: /подпись/     И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: /подпись/     И. В. Рогова