2-6405/2011, о признании незаконным бездействия, обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение



Дело № 2-6405/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 декабря 2011 года

г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Лобановой Н.В.

с участием прокурора Нибараковой А.В.

при секретаре Вотякове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Кузнецовой З.А. к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

установил:

прокурор Соломбальского района г.Архангельска в защиту прав и законных интересов Кузнецовой З.А. обратился в суд с иском к ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия учреждения, выразившегося в непредставлении истцу в 2011 г. путевки на санаторно-курортное лечение, возложении в срок до 31 декабря 2011 г. обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение или выплатить денежную компенсацию.

В обоснование иска указано, что Кузнецова З.А., являясь инвалидом третьей группы и имея право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в феврале 2011 г. обратилась в ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о наличии показаний к такому лечению. Однако до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение указанному лицу не предоставлена, что, по мнению прокурора, фактически свидетельствует об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, нарушает права истца.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие учреждения, выразившееся в непредоставлении истцу в 2011 г. путевки на санаторно-курортное лечение по ее заявлению и при наличии медицинских показаний, возложить на ответчика обязанность предоставить Кузнецовой З.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими рекомендациями врача в местном санатории до 31 декабря 2011 г.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Нибаракова А.В. уточненные исковые требования поддержала.

Истец Кузнецова З.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Представитель ответчика ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Фирсов Д.Н. с иском не согласился по основаниям, указанным в отзыве. В обоснование возражений по иску указал, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются в санаторно-курортные учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований, утвержденных отделению Фонда на текущий год, на основании конкурса, проводимого учреждением. В 2011 г. за счет межбюджетных трансфертов приобретена 3 731 путевка при количестве зарегистрированных по состоянию на 01.01.2011 г. заявок - 4 663, в течение 2011 г. было зарегистрировано еще 3 853 заявки. Указал, что Кузнецовой З.А. в декабре 2011 г. была предложена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий «Магнолия» (г. Анапа) датой заезда 22.12.2011 г., от которой она отказалась. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что истец не подтвердила наличие у нее медицинских показаний для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Полагал, что указание в справке на получение санаторно-курортного лечения в местном санатории носит рекомендательный характер. По указанным основаниям полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, дело освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы в отношении Кузнецовой З.А., оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.

Согласно ч.ч. 1, 5, 7 ст. 11 названного федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии с п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Как следует из представленных материалов, 21.02.2006 г. Кузнецовой З.А. установлена инвалидность третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ

В 2011 г. Кузнецова З.А. являлась получателем набора социальных услуг, в том числе, имела право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

2 февраля 2011 г. Кузнецова З.А. обратилась в ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив медицинскую справку от 01.02.2011 г. Данное заявление зарегистрировано учреждением, истец поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

Полагая, что в результате незаконного бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении Кузнецовой З.А. в 2011 г. путевки на санаторно-курортное лечение нарушается ее право на получение указанной социальной услуги, прокурор Соломбальского района г. Архангельска обратился в суд с данным иском. Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.

В силу ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно п.п. 3.3, 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 в целях реализации ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Порядок от 29.12.2004 № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2004 г., регистрационный № 6189).

В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.

Согласно п.п. 3.7-3.8 Порядка от 29.12.2004 № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, 01.02.2011 г. МУЗ «Городская клиническая больница № 7» выдало Кузнецовой З.А. справку установленной формы о наличии медицинских показаний для получения путевки на санаторно-курортное лечение, которую она предоставила в ГУ - Архангельское территориальное отделение Фонда социального страхования РФ 02.02.2011 г. Срок действия данной справки истек 01.08.2011 г. Новая справка в адрес ответчика истцом направлена не была.

Вместе с тем, санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая лечебная помощь, может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Состояние здоровья гражданина со временем может меняться, что вызывает необходимость уточнения медицинских показаний и отсутствия медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, в связи с чем, действующим законодательством установлен определенный срок действия справки - шесть месяцев. Установление срока действия справки направлено на защиту жизни и здоровья граждан и не противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, на дату подачи искового заявления и рассмотрения дела в суде, Кузнецова З.А.. не подтвердила наличие медицинских показаний для предоставления путевки на санаторно-курортного лечение.

Помимо изложенного, согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Из анализа ч. 2 ст. 6.3 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что право на получение социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возникает у граждан ежегодно. Срок предоставления такой путевки ограничен законом и составляет один календарный год. По окончании года указанное право утрачивается.

Согласно п.п. 3.7, 3.9 Порядка от 29.12.2004 № 328 заявление о предоставлении путевки может быть подано до 1 декабря текущего года. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.

В соответствии с ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.

Из содержания приведенных правовых норм усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года, при этом о наличии такой путевки территориальный орган Фонда социального страхования обязан сообщить ему не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в лечебное учреждение, сама же длительность лечения составляет не менее 18 дней.

Учитывая изложенное, рассмотрение иска о понуждении ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ после 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения в этом году.

В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ).

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 ст. 210 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.

Принимая во внимание дату рассмотрения данного дела и дату составления решения суда в окончательной форме, при удовлетворении исковых требований решение суда даже в случае, если оно не будет обжаловано в кассационном порядке, вступит в законную силу и будет подлежать приведению в исполнение после 10 января 2012 г., что делает невозможным судебную защиту права истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение до 31 декабря 2011 г.

Разрешая требование прокурора Соломбальского района г. Архангельска о признании бездействия ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредоставлении Кузнецовой З.А. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г., суд исходит из следующего.

В силу подп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» обязательным основанием для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний, которое, как указано выше, подтверждается гражданином путем предоставления медицинской справки установленной формы.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, начиная с 01.08.2011 г. наличие у истца медицинских показаний для санаторно-курортного лечения медицинской справкой установленного образца подтверждено не было. С учетом изложенного, оснований говорить о неправомерности бездействия ответчика в течение всего 2011 г. не имеется.

Помимо изложенного, письмом от 09.12.2011 г. ответчик предложил Кузнецовой З.А. путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий «Магнолия» с датой заезда с 22.12.2011 г. Для решения вопроса о получении путевки истцу предложено направить в адрес ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ справку по форме № 070/у-04, оформленную в медицинском учреждении по месту жительства, т.к. срок действия ранее представленной справки истек. С целью оперативного решения вопроса о предоставлении путевки данное предложение продублировано телефонограммой от 08.12.2011 г. Вместе с тем, согласно представленной в материалы дела телефонограмме от 12.12.2011 г. Кузнецова З.А. от предоставления этой путевки отказалась.

Доводы участвующего в деле прокурора о том, что мотивом отказа Кузнецовой З.А. в получении путевки послужило то обстоятельство, что по рекомендации врача ей необходимо получать санаторно-курортное лечение в местном санатории, подлежат отклонению как не подтвержденные материалами дела. При этом в качестве доказательства данного утверждения не может быть принята справка МУЗ «Городская клиническая больница № 7» от 01.02.2011 г., поскольку срок ее действия на дату рассмотрения дела истек.

В связи с изложенным, в удовлетворении требования прокурора Соломбальского района г.Архангельска о признании незаконным бездействия ГУ - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившегося в непредоставлении Кузнецовой З.А. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г. по ее заявлению и при наличии медицинских показаний, возложении обязанности предоставить Кузнецовой З.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинским рекомендациями врача в местном санатории до 31 декабря 2011 г. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска прокурора Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Кузнецовой З.А. к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении Кузнецовой З.А. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г. по ее заявлению и при наличии медицинских показаний, возложении обязанности предоставить Кузнецовой З.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинским рекомендациями врача в местном санатории до 31.12.2011 г. отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с даты вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2011 г.

Судья                                                                                                                       Н.В. Лобанова