Дело № 2-6407/2011 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 21 декабря 2011 года г. Архангельск Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе: председательствующего судьи Лобановой Н.В. с участием прокурора Нибараковой А.В. при секретаре Вотякове М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Цуркана М.П. к государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, установил: прокурор Соломбальского района г.Архангельска в защиту прав и законных интересов Цуркана М.П. обратился в суд с иском к ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия учреждения, выразившегося в непредставлении истцу в 2011 г. путевки на санаторно-курортное лечение по его заявлению и при наличии медицинских показаний, возложении обязанности выплатить денежную компенсацию за непредоставленную в 2010 г. путевку в размере средней стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 г., а также предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение до 31.12.2011 г. или выплатить денежную компенсацию в размере средней стоимости путевки в 2011 г. за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска указано, что Цуркан М.П., являясь инвалидом третьей группы и имея право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в январе 2010 г. обратился в ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о наличии показаний к такому лечению. Однако до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение указанному лицу не предоставлена, что, по мнению прокурора, фактически свидетельствует об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, нарушает права истца. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие учреждения, выразившееся в непредоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г. по его заявлению и при наличии медицинских показаний, возложить на ответчика обязанность предоставить Цуркану М.П. путевку на санаторно-курортное лечение до 31.12.2011 г., а также выплатить денежную компенсацию за непредоставленную путевку в 2010 г. в размере средней стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 г. 21 сентября 2011 г. в суд поступило заявление прокурора Соломбальского района г. Архангельска об отказе от требования в интересах Цуркана М.П. о возложении на ответчика обязанность предоставить путевку на санаторно-курортное лечение до 31.12.2011 г. Определением суда от 21.12.2011 г. принят отказ прокурора от иска в данной части, производство по делу в части указанного требования в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ продолжено по иску Цуркана М.П. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Нибаракова А.В. уточненные исковые требования поддержала. Цуркан М.П., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Представитель ответчика ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Мариева И.В. с иском не согласилась по основаниям, указанным в отзыве. В обоснование возражений по иску указала, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются в санаторно-курортные учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований, утвержденных отделению Фонда на текущий год, на основании конкурса, проводимого учреждением. В 2011 г. за счет межбюджетных трансфертов приобретена 3 731 путевка при количестве зарегистрированных по состоянию на 01.01.2011 г. заявок - 4 663, в течение 2011 г. было зарегистрировано еще 3 853 заявки. Указала, что Цуркану М.П. в декабре 2011 г. была предложена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий «Магнолия» (г. Анапа) датой заезда 22.12.2011 г., от которой он отказался. Обратила внимание суда на то обстоятельство, что истец не подтвердил наличие у него медицинских показаний для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. По указанным основаниям полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, дело освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы в отношении Цуркана М.П., оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение. Согласно ч.ч. 1, 5, 7 ст. 11 названного федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В соответствии с п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Как следует из материалов дела освидетельствования в МСЭ в отношении Цуркана М.П., истец впервые освидетельствован филиалом № 5 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» в 2008 г. Решениями экспертной комиссии филиала № 5 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» от 30.11.-16.12.2009 г., от 11-12.11.2010 г., от 18-23.11.2011 г. истец признавался инвалидом в период с 30.11.2009 г. по 01.12.2012 г., в связи с чем ему выдавались соответствующие справки. 14 января 2010 г. Цуркан М.П. обратился в ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив медицинскую справку установленной формы от 25.12.2009 г. Данное заявление зарегистрировано учреждением, истец поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Полагая, что в результате незаконного бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении Цуркану М.П. в 2010-2011 г.г. путевки на санаторно-курортное лечение нарушается его право на получение указанного вида государственной социальной помощи, прокурор Соломбальского района г. Архангельска обратился в суд с данным иском. Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего. В силу ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ. В соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Часть 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно п.п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 в целях реализации ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Порядок от 29.12.2004 № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В соответствии с п.п. 3.6-3.7 Порядка от 29.12.2004 № 328 граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. При этом наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения подтверждается выданной лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства справкой для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14.01.2004 г., регистрационный № 6189). Срок действия такой справки установлен п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 № 256, и составляет шесть месяцев. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка от 29.12.2004 № 328). Как следует из материалов дела, Цуркан М.П. 14.01.2010 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки, представив справку установленной формы, выданную 25.12.2009 г. МУЗ «Городская клиническая больница № 7». Срок действия данной справки истек 25.06.2010 г. Новая справка в адрес ответчика истцом направлена не была. В 2010 г. истец путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечивался, что сторонами не оспаривалось, в связи с чем прокурором заявлено требование о взыскании с ответчика стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 г. Вместе с тем, в силу ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин вправе выбирать форму получения социальных услуг, указанных в п. 6.2 данного федерального закона, в том числе, предоставления санаторно-курортного лечения: получать набор социальных услуг в натуре (в виде путевки на санаторно-курортное лечение) либо в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом такой выбор он должен сделать до 1 октября года, предшествующего году, когда такие услуги подлежат предоставлению. В том случае, если гражданин не направил заявление об отказе от получения набора социальных услуг, такие услуги предоставляются ему в натуральной форме и замене денежной компенсацией не подлежат. При этом ссылка участвующего в деле прокурора на стоимость дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которая установлена на 2010 г. приказом Минздравсоцразвития России от 08.12.2009 № 963н, не может быть принята во внимание. Данная стоимость установлена во исполнение Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, для целей расчетов за предоставление указанных социальных услуг между Российской Федерацией, Фондом социального страхования РФ и санаторно-курортными учреждениями, не предполагает выплату данных средств гражданам, имеющим право на предоставление государственных социальных услуг, и не может быть принята за основу расчета испрашиваемой истцом компенсации. Помимо изложенного, суд также считает необходимым отметить, что с июля 2010 г. наличие у Цуркана М.П. медицинских показаний для получения путевки на санаторно-курортное лечение не было подтверждено документально. С учетом изложенного, в удовлетворении требования прокурора Соломбальского района г. Архангельска о взыскании в пользу Цуркан М.П. компенсации стоимости санаторно-курортного лечения за 2010 г. надлежит отказать. В отношении требования прокурора Соломбальского района г. Архангельска о признании незаконным бездействия ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившегося в непредоставлении Цуркану М.П. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г., а также требования Цуркана М.П. о возложении на ответчика обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в срок до 31.12.2011 г. суд отмечает следующее. Как уже указывалось, согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Из анализа ч. 2 ст. 6.3 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что право на получение социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, возникает у граждан ежегодно. Срок предоставления такой путевки ограничен законом и составляет один календарный год. По окончании года указанное право утрачивается. В силу приведенных положений п. 3.6-3.8 Порядка от 29.12.2004 № 328 получение такого вида социальной помощи как предоставление путевки на санаторно-курортное лечение носит заявительный характер и реализуется гражданами, имеющими право на оказание такой помощи путем подачи соответствующего заявления при подтверждении наличия медицинских показаний справкой лечебного учреждения установленной формы. Как следует из представленных материалов и сторонами не оспаривалось, Цуркан М.П. в 2011 г. с заявлением о предоставлении ему такого вида социальной помощи как предоставление путевки на санаторно-курортное лечение не обращался, документы, свидетельствующие о наличии медицинских показаний для получения путевки, не предоставлял. Срок действия справки от 25.12.2009 г., выданной лечебно-профилактическим учреждением, истек 25.06.2010 г. Вместе с тем, санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая лечебная помощь, может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Состояние здоровья гражданина со временем может меняться, что вызывает необходимость уточнения медицинских показаний и отсутствия медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, в связи с чем, действующим законодательством установлен определенный срок действия справки - шесть месяцев. Установление срока действия справки направлено на защиту жизни и здоровья граждан и не противоречит федеральному законодательству. Письмом от 25.10.2011 г. ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования извещало истца о необходимости для решения вопроса о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в декабре 2011 г. представить в отделение Фонда оформленную в лечебно-профилактическом учреждении справку установленной формы. Сведений о том, что такая справка была Цуркан М.П. представлена, в материалах дела не имеется. Таким образом, у ответчика отсутствовали предусмотренные действующим законодательством о государственной социальной помощи основания для предоставления Цуркану М.П. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г. Помимо изложенного, согласно п.п. 3.7, 3.9 Порядка от 29.12.2004 № 328 заявление о предоставлении путевки может быть подано до 1 декабря текущего года. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения. В соответствии с ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. Из содержания приведенной правовой нормы усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года, при этом о наличии такой путевки территориальный орган Фонда социального страхования обязан сообщить ему не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в лечебное учреждение, сама же длительность лечения составляет не менее 18 дней. Учитывая изложенное, рассмотрение иска о понуждении ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ после 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения в этом году. В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ). Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 ст. 210 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. Принимая во внимание дату рассмотрения данного дела и дату составления решения суда в окончательной форме, при удовлетворении исковых требований решение суда даже в случае, если оно не будет обжаловано в кассационном порядке, вступит в законную силу и будет подлежать приведению в исполнение после 10 января 2012 г., что делает невозможным судебную защиту права истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение до 31 декабря 2011 г. В связи с изложенным, в удовлетворении требования прокурора Соломбальского района г.Архангельска о признании незаконными бездействия ГУ - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившегося в непредоставлении Цуркан М.П. путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г. по его заявлению и при наличии медицинских показаний, взыскании в пользу Цуркана М.П. денежной компенсации за непредоставленную в 2010 г. путевку в размере средней стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 г., а также в удовлетворении иска Цуркана М.П. о возложении на ответчика обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение до 31 декабря 2011 г. следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска прокурора Соломбальского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов Цуркана М.П. к Государственному учреждению - Архангельское отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 г., взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 г отказать. В удовлетворении иска Цуркана М.П. к Государственному учреждению - Архангельское отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 г. отказать. На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2011 г. Судья Н.В. Лобанова