№2-691/2012 об оспаривании отказа согласовать место проведения публичного мероприятия



Дело № 2-691/2012

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 января 2012 г.                                                                                                   г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Галёвой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Алексеева Н.А. об оспаривании решения мэрии г. Архангельска об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,

установил:

Алексеев Н.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании шествия, обязать мэрию г. Архангельска устранить допущенные нарушения: не чинить препятствия к реализации права на заявленное публичное мероприятие.

В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию г. Архангельска направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> публичного мероприятия - шествия по <адрес> гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации в России. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ мэрия г. Архангельска сообщила об отказе в согласовании данного мероприятия в указанном в уведомлении месте и предложила изменить место проведения мероприятия. Данное решение полагает незаконным, нарушающим гарантированное Конституцией РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» право граждан на мирное собрание без оружия и проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Полагает, что мэрия г. Архангельска в направленном заявителю письме не привела убедительных причин, по которым представляется невозможным проведение шествия по маршруту, указанному организатором, не предложила альтернативного места проведения заявленного публичного мероприятия. Указанный в сообщении об отказе в согласовании места проведения публичного мероприятия мотив принятия такого решения (защита нравственности несовершеннолетних) не имеет отношения к целям заявленного публичного мероприятия - привлечению внимания общества и власти к дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и к проблеме гомофобии. Полагал, что действительным мотивом отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия является неприятие должностным лицом, подписавшим сообщение о принятом решении, цели публичного мероприятия, что, по его мнению, свидетельствует о дискриминации участников данного мероприятия, лиц, в поддержку которых предполагалось его проведение, по признаку сексуальной ориентации.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, что в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

В направленном суду отзыве мэрия г. Архангельска против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что предложение о переносе публичного мероприятия в иное место сделано в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий и отвечает требованиям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Мотивами такого предложения послужило нарушение организатором проведения публичного мероприятия требований ст. 10 закона Архангельской области от 15.12.2009 № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей Архангельской области». Проведение шествия (гей-парада) по заявленному маршруту в дневное время, т.е. в период, когда по <адрес> осуществляется интенсивное движение пешеходов, в том числе, граждан с детьми, нарушает приведенную норму областного законодательства. Предполагая возможность проявления агрессии к участникам шествия со стороны лиц, которые могут находиться в месте проведения запланированного публичного мероприятия, в целях обеспечения безопасности участников шествия, а также защиты публичных интересов мэрией г. Архангельска предложено изменить место проведения публичного мероприятия. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Письменное предложение должностного лица органа местного самоуправления об изменении места проведения публичного мероприятия в соответствии с приведенными положениями гражданского процессуального законодательства может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет шествие как форму публичного мероприятия, представляющего собой массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В силу п.п. 4, 5 ст. 5 названного федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 данного федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статьей 1 закона Архангельской области от 28.02.2006 г. № 149-9-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Архангельской области» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимых одним участником) подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию муниципального образования со статусом городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования со статусом городского округа.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Н.А. обратился в мэрию г. Архангельска с уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> шествия по <адрес> от <адрес> до <адрес> гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации в России с предполагаемым количеством участников 200 человек.

Заявленная цель проведения публичного мероприятия: привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.

Указанное уведомление подано в срок, установленный ст. 7 названного федерального закона, и отвечает предусмотренным данной нормой требованиям.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Реализуя данные полномочия, мэрия г. Архангельска письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложила заявителю изменить место проведения публичного мероприятия со ссылкой на нарушение его организатором ст. 10 закона Архангельской области от 15.12.2009 № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей Архангельской области». При этом орган местного самоуправления предложил организаторам публичного мероприятия изменить место проведения шествия и провести его в месте, в котором не будет нарушена приведенная норма областного закона.

Данное предложение получено Алексеевым Н.А. ДД.ММ.ГГГГ

Указывая на незаконность предложения мэрии г. Архангельска, заявитель ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 г. № 484-О-П, согласно которому мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Согласно п.п. 9, 34 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся: организация охраны общественного порядка на территории городского округа; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на орган местного самоуправления возложена, в числе прочих, обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.

В соответствии со ст. 10 закона Архангельской области от 15.12.2009 № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, не допускаются.

Толковый словарь русского языка (под редакцией Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., 2 издание, М.: Азъ, 1994 г.) указывает, что слово «пропаганда» имеет значение «распространение в обществе и разъяснение каких-либо идей, знаний, учения».

Несмотря на то, что организатор шествия не ставит своей целью непосредственно пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, проведение заявленного им мероприятия, безусловно, предполагает распространение и разъяснение лицам, находящимся в местах, через которые проходит маршрут шествия, сути гомосексуальных отношений, их естественности в современном обществе в целях достижения целей шествия, указанных в уведомлении о его проведении.

При этом избранное заявителем место проведения публичного мероприятия является пешеходной зоной, излюбленным местом отдыха горожан, в том числе с малолетними и несовершеннолетними детьми. На протяжении указанного в уведомлении маршрута расположены детские площадки, сквер <данные изъяты>, открытая сменная общеобразовательная школа, Архангельский техникум строительства и экономики. Таким образом, избранный заявителем маршрут шествия проходит через места, где в указанное им время <данные изъяты> будут находиться малолетние и несовершеннолетние граждане.

С учетом изложенного, суд находит доводы мэрии г. Архангельска о том, что при проведении заявленного заявителем публичного мероприятия будут нарушены требования закона Архангельской области от 15.12.2009 № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» заслуживающими внимания.

Помимо изложенного, как следует из представленных суду материалов еще одним мотивом предложения изменить избранное место проведения публичного мероприятия послужила невозможность обеспечения безопасности участников публичного мероприятия от возможных проявлений агрессии со стороны лиц, находящихся в месте проведения публичного мероприятия как этого требуют изложенные выше положения федерального законодательства. При этом планируемая организатором публичного мероприятия форма обеспечения общественного порядка (инструктирование участников шествия о неуклонном соблюдении законов при проведении шествия) не позволяет в полной мере решить данную задачу в случае проявления актов агрессии по отношению к участникам шествия без оказания уполномоченным органом содействия в этом организатору публичного мероприятия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у мэрии г. Архангельска достаточно веских поводов для внесения организатору публичного мероприятия предложения об изменении места его проведения.

Довод заявителя о том, что в письме от ДД.ММ.ГГГГ мэрией г. Архангельска не было указано альтернативное место проведения запланированного публичного мероприятия, которое бы позволяло реализовать его цели, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения. На территории муниципального образования «Город Архангельск» действует Перечень рекомендуемых мест для проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований), утвержденный постановлением мэрии г. Архангельска от 07.09.2011 № 404 и опубликованный для общего сведения в установленном порядке, который заявитель мог использовать при решении вопроса об избрании места проведения публичного мероприятия, в связи с чем дополнительного воспроизведения указанного перечня в письме от ДД.ММ.ГГГГ не требовалось.

В своем определении от 02.04.2009 г. № 484-О-П Конституционный Суд РФ также указал на то, что действующее законодательство, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

Таким образом, при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о наличии препятствий в проведении публичного мероприятия в месте, указанном в первоначально поданном уведомлении, обе стороны, участвующие в организации данного мероприятия, обязаны предпринимать усилия по согласованию приемлемого для них места его проведения.

Вместе с тем, из представленных суду материалов не следует, что после получения предложения мэрии г. Архангельска об изменении места проведения публичного мероприятия организатором публичного мероприятия предпринимались попытки совместно с мэрией г. Архангельска обсудить возможность выбора иного места для проведения запланированного мероприятия. При этом с даты получения предложения об изменении места проведения публичного мероприятия (ДД.ММ.ГГГГ) до даты самого мероприятия (ДД.ММ.ГГГГ) у заявителя имеется достаточно времени для согласования с властями иных вариантов места проведения публичного мероприятия.

Более того, из содержания заявления не следует, что достижение целей проведения публичного мероприятия (привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), фашизму и ксенофобии), возможно исключительно при проведении данного мероприятия на <адрес> г. Архангельска, в связи с чем несогласование данного места проведения публичного мероприятия делает невозможным саму реализацию права Алексеева Н.А. на проведение публичного мероприятия.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предложение мэрии г. Архангельска об изменении места проведения шествия являлось законным, обоснованным и мотивированным, направленным, в том числе, на обеспечение безопасности участников такого мероприятия, права и свободы заявителя при этом действиями мэрии г. Архангельска не нарушены, организатор шествия не был лишен возможности провести публичное мероприятие в ином месте, согласованном с уполномоченным органом местного самоуправления.

Таким образом, оснований для судебного понуждения органа местного самоуправления принять меры по устранению препятствий к осуществлению прав заявителя, которые заинтересованным лицом не нарушались.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

оставить без удовлетворения заявление Алексеева Н.А. об оспаривании решения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, не препятствовать в реализации права на заявленное публичное мероприятие.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2012 г.

Судья                                                                                                                      Н.В. Лобанова