2-754/2012 Об оспаривании административного регламента



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-754/2012             08 февраля 2012 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Капустиной А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства» в части,

установил:

прокурор Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства» в части. В обоснование заявления указал, что указанным регламентом предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о продлении срока действия разрешения на строительство, тогда как градостроительным законодательством предоставление каких-либо документов в данном случае не предусмотрено.

В судебном заседании представитель прокураты Архангельской области Савин Д.В. на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель мэрии г. Архангельска Бровкин В.А. в судебном заседании с заявлением не согласился, указав, что без представления указанных в регламенте документов невозможно продление срока действия разрешения на строительство. Представление с заявлением запрашиваемых документов упрощает и ускоряет процедуру согласования продления разрешения на строительство. Более того, указал, что не предоставление таких документов не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Постановлением мэрии г. Архангельска от 06 мая 2011 года № 182 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства».

Постановлением мэрии г. Архангельска от 12 августа 2011 года № 373, официально опубликованным в городской газете «Архангельск - Город Воинской Славы» от 15 ноября 2011 года № 55, внесены изменения и дополнения в административный регламент и, в частности, пункт 3.1.5 дополнен тем, что к заявлению о продлении срока действия разрешения прикладываются следующие документы: оригинал разрешения на строительство; заполненный застройщиком акт проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства; график производства работ по завершении строительства объекта капитального строительства в заявленный срок, подписанный застройщиком.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, прокурор Архангельской области указал, что поскольку представление таких документов для продления разрешения на строительство Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено, а потому мэрия г. Архангельска не вправе их требовать у заявителей.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 4Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и ст. 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Вопрос продления разрешения на строительство предусмотрен ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, которая указывает, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Исходя из буквального толкования данной нормы, разрешение на строительство продлевается органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Таким образом, поскольку федеральным законодателем функции по выдаче разрешений на строительство, продления разрешения на строительство возложены, в том числе, на органы местного самоуправления, то орган местного самоуправления для надлежаще оказываемой услуги обязан разработать административный регламент. А потому доводы прокурора Архангельской области о том, что органам местного самоуправления не предоставлено право на регламентацию порядка продления разрешения на строительство не соответствуют нормам действующего законодательства.

Как предусмотрено оспариваемым прокурором п. 3.1.5 административного регламента к заявлению о продлении срока действия разрешения прикладывается оригинал разрешения на строительство.

Необходимость представления такого документа регламентирована тем, что форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698, а порядок заполнения такой формы утвержден Приказом Минрегиона РФ от 19 октября 2006 года № 120. Согласно данным документам, продление разрешения на строительство осуществляется только путем внесения соответствующей записи в выданное ранее разрешение на строительство.

При этом, выдача какого-либо дополнительного документа, подтверждающего согласование продления разрешения на строительство, действующим законодательством не предусмотрена, тогда как сам оригинал разрешения на строительство согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ выдается застройщику.

При таких обстоятельствах, поскольку продление срока разрешения на строительство возможно только путем внесения соответствующей записи в выданное разрешение на строительство, органом местного самоуправления в оспариваемом пункте административного регламента для оказания надлежащей муниципальной услуги предусмотрено предоставление оригинала разрешения на строительство. И необходимость представления такого документа нормам Градостроительного кодекса РФ не противоречит, прав заявителей, обращающихся за предоставлением такой муниципальной услуги, не нарушает.

Также в оспариваемом прокурором пункте административного регламента предусмотрена необходимость представления заполненного застройщиком акта проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Как строго предусмотрено ч. 20 ст. 51 ГрК РФ в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Запрашиваемый у застройщика акт проверки объекта капитального строительства подтверждает факт начала выполнения работ на объекте, призван облегчить процедуру подтверждения данного обстоятельства и является основанием для решения вопроса о продлении разрешения на строительство.

При этом, поскольку на органы местного самоуправления действующим законодательством не возложено обязанности непосредственного выхода на место строительства и им не предоставлено право составления каких-либо актов по факту ведения строительных работ, они вправе были предусмотреть в административном регламенте необходимость представления соответствующих доказательств со стороны застройщика, что прав застройщика не нарушает, поскольку акт проверки составляется в письменной форме непосредственно самим лицом, обращающимся за предоставлением муниципальной услуги.

Что касается представления графика производства работ по завершении строительства объекта капитального строительства в заявленный срок, подписанный застройщиком, то необходимость представления такого документа также предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии с ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи (государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

При таких обстоятельствах, поскольку разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, то и продление разрешения на строительство также возможно только на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Орган местного самоуправления такой срок самостоятельно не определяет и не имеет такого права, поскольку специализированной проектной организацией не является.

В Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 года № 120, определено, что в строке «Срок действия настоящего разрешения - до» указывается нормативный срок продолжительности строительства, определенный в разделе «Проект организации строительства» проектной документации.

Проект организации строительства согласно п. 23Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» содержит в текстовой части обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов, а в графической части календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства).

При обращении с заявлением о продлении срока разрешения на строительство сам срок строительства, который был изначально указан в проекте организации строительства, истек. Тогда как все остальные разделы проектной документации остаются непосредственно действующими и необходимость их повторной регламентации, проверки, государственной экспертизы, согласования со всеми контролирующими органами для решения вопроса о продлении разрешения на строительство не требуется.

Для предоставления муниципальной услуги по продлению разрешения на строительство представление нового согласованного с контролирующими органами проекта организации строительства объекта капитального строительства не требуется, органу местного самоуправления для определения нового срока достаточно представления графика производства работ по завершении строительства объекта капитального строительства, что нарушением прав заявителей являться не может.

Напротив, представление такого графика, а не целого согласованного проекта организации строительства объекта капитального строительства, предусмотренного оспариваемым пунктом административного регламента, призвано облегчить и ускорить для заявителей процедуру согласования продления разрешения на строительство.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

При этом, ссылки прокурора на то, что представление документов, указанных в оспариваемом пункте административного регламента, не предусмотрено градостроительным законодательством не является основанием полагать, что права заявителей будут нарушены. Градостроительным законодательством вообще не регламентирована процедура и необходимый исчерпывающий перечень документов для продления разрешения на строительство. Функции по продлению разрешения на строительство переданы органам местного самоуправления, в данном случае мэрии г. Архангельска, которая и утвердила административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства», предусмотрев представление документов, необходимых для оказания надлежащей муниципальной услуги. В противном случае, не представление испрашиваемых документов привело бы к неоправданному затягиванию процедуры согласования продления разрешения на строительство, что в свою очередь нарушало бы права самих заявителей, обращающихся за такой муниципальной услугой.

Более того, представление или непредставление таких документов прав заявителей не нарушает, поскольку не является основанием для отказа в продлении разрешения на строительство. В п. 3.1.5 административного регламента предусмотрен только один случай для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство - если строительство или реконструкция не начаты до истечения срока подачи заявления, что в полной мере соответствует ч. 20 ст. 51 ГрК РФ.

Ссылка же в заявлении прокурора на Приказ Минрегиона РФ от 02 июля 2009 года № 251 к рассматриваемому спору не относится, поскольку обеспечивает осуществление полномочий по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в ч. 5.1 ст. 6 ГрК РФ, т.е. объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности и т.д.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора заявлены необоснованно.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства» в части - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2012 года.

Председательствующий              Е.В. Акишина