РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Дело № 2-5750/2011 29 ноября 2011 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В., при секретаре Ляшко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Архангельска в защиту интересов Поспелова ФИО8 к мэрии города Архангельска о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, установил: прокурор Октябрьского района г. Архангельска обратился в суд с иском в защиту интересов Поспелова А.В. к мэрии города Архангельска о предоставлении истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что Поспелов А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании приказа главы администрации Октябрьского территориального округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья и принят на учет для внеочередного представления жилого помещения. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бакин И.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Поспелов А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель мэрии г. Архангельска Кокурина Т.А., не оспаривая права истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, осуществляется за счет средств областного бюджета. Жилое помещение будет предоставлено истцу по мере поступления денежных средств в порядке существующей очередности. Представитель органов опеки и попечительства отдела социальной работы Октябрьского территориального округа департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска Долгодворова И.В. полагала необходимым в интересах Поспелова А.В. заявленные требования удовлетворить. Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц представители Правительства Архангельской области, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Представили отзывы, из которых следует, что с исковыми требованиями прокурора не согласны. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено и никем не оспаривается, что Поспелов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года Поспелов А.В. передан органам опеки и попечительства, с ДД.ММ.ГГГГ года обучался в ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) школа - интернат V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи», затем с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года обучался в Профессиональном училище № 7 г. Пскова. Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года № 169 за несовершеннолетним Поспеловым А.В. закреплено право на жилплощадь в г. Архангельске. Согласно приказу администрации Октябрьского округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года№ 53 Поспелов А.В. признан нуждающимся в предоставлении жилья и принят на учет для внеочередного предоставления жилого помещения. Из материалов дела следует, что Поспелов А.В. окончил обучение в ГОУ ПУ № 7 г. Пскова в ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время Поспелову А.В. на основании приказа администрации Октябрьского территориального округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года № 72 для временного проживания до подхода очереди предоставлена отнесенная к маневренному жилищному фонду комната № в <адрес>». На ДД.ММ.ГГГГ год Поспелов А.В. состоит в списке граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения под номером 46. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, но у него есть право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан и в случае их нарушения защита обеспечивается правосудием. В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилых помещений. Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45 и 46). Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств. Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области от 05 апреля 2006 года № 61. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям. Постановлением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения). Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения). Постановлением мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года № 47 утверждено Положение об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которое определяет условия и порядок осуществления в ДД.ММ.ГГГГ году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2). Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4). Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 7). Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 8). Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 9). Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На основании ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города Архангельска по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Октябрьского района города Архангельска в защиту интересов Поспелова А.В. к мэрии города Архангельска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Обязать мэрию города Архангельска предоставить Поспелову А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2011 года. Председательствующий Е.В. Акишина