Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: Председательствующего судьи Парфенова А.П., при секретаре судебных заседаний Федотовой Е.В., рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске гражданское дело по иску прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Архангельск» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, прокурор Ломоносовского района города Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Архангельск» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления. В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки установлено наличие несанкционированных свалок отходов на территории округа Варавино-Фактория г. Архангельска, что противоречит действующему законодательству, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в т.ч., право на благоприятную окружающую среду. С учетом уточненных исковых требований просит суд обязать мэрию города Архангельска ликвидировать три свалки бытового мусора площадью от 20 квадратных метров до 30 квадратных метров, несанкционированно размещенные на территории муниципального образования «Город Архангельск» в территориальном округе Варавино-Фактория по адресам: город Архангельск, улица Заливная, дом №9; город Архангельск, улица Заливная, дом №13; город Архангельск, проспект Ленинградский, дома №262 - №264, в непосредственной близости от уреза реки Северная Двина в кадастровом квартале 29:22:070102, - путем обеспечения сбора и вывоза указанных отходов, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Солозобова О.А. требования поддержала по тем же основаниям. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ялунина Н.Ю. с иском не согласилась по основаниям, указанным в отзыве. Не оспаривая расположение земельного участка с несанкционированно размещенными на нем отходами производства и потребления на территории МО «Город Архангельск», требования считала необоснованными. Указала, что земельный участок, на котором расположены отходы, не находится в собственности МО «Город Архангельск», в этой связи на ответчика не может быть возложена обязанность по очистке данной территории от отходов. Считает, что поскольку земельный участок находится в собственности субъекта РФ - Архангельской области, то обязанности по надлежащему содержанию земельного участка возлагаются на его собственника. Обращает внимание, что ответчиком решаются вопросы местного значения, созданы условия для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; на территории муниципального образования имеется свалка для сбора отходов. Просит в иске отказать. В случае удовлетворения требований просит установить разумный срок исполнения решения суда - весенне-летний период 2012 г. В судебном заседании представитель третьего лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу) по доверенностям Иоутсен Е.С. исковые требования считала обоснованными. Указала, что в данном случае отходы располагаются в водоохраной зоне, что недопустимо и противоречит действующему законодательству, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде. В части разумного срока исполнения решения суда полагала необходимым установить срок исполнения - до начала весеннего паводка в апреле текущего года, поскольку в противном случае при установлении более длительного срока исполнения решения отходы в ходе паводка могут попасть в водный объект, в результате чего будет причинен ущерб окружающей природной среде. Просила иск удовлетворить. Представители третьих лиц Архангельской области в лице Правительства Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области, МУП «Спецавтохозяйство», извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились. Правительство Архангельской области ранее представили в дело письменные пояснения по иску, где указывают, что обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относятся к числу вопросов местного значения городского округа, а не Архангельской области, которая в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области осуществляет только полномочия по распоряжению соответствующими земельными участками, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска, государственная собственность на которые не разграничена. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области. Министерство имущественных отношений Архангельской области, МУП «Спецавтохозяйство» о причинах неявки представителей не уведомили, пояснений по иску не предоставили. С согласия участников судебного разбирательства, дело рассмотрено судом при данной явке. Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства №№8-413-2010, 7/3-15-19-06 прокуратуры Архангельской области, Отчет по мониторингу объекта захоронения твердых бытовых отходов (городская свалка ТБО г. Архангельск) за период 2010 г., суд приходит к следующему. Судом установлено и по делу не оспаривается, что на указанной в иске территории, относящейся к МО «Город Архангельск», в нарушение установленных требований располагаются отходы производства и потребления. Доказательств отсутствия отходов на спорном участке территории ответчиком по делу не представлено. В ходе рассмотрения дела установлено, что отходы производства и потребления размещены в границах водоохраной зоны р. Северная Двина. Суд критически оценивает доводы ответной стороны о том, что мэрия г. Архангельска является ненадлежащим ответчиком по иску. В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон) к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичная норма содержится в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Как предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 11, частью 3 статьи 7 Закона границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями, согласно которым, в частности, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Как предусмотрено пунктом 5.1 Положения по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления на территории муниципального образования «Город Архангельск» (утв. Решением Архангельского городского Совета от 11.05.2000 г. №89) размещение, устройство, содержание и эксплуатация свалок отходов производства и потребления, полигонов для захоронения токсических отходов должны строго соответствовать действующему законодательству Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как установлено статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как предусмотрено пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов. В судебном заседании не оспаривалось, что участок территории с несанкционированно размещенными на нем отходами, располагается на территории МО «Город Архангельск». С учетом приведенных положений закона обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов со спорного участка территории относится к числу вопросов местного значения и, таким образом, возлагается на ответчика, независимо от формы собственности на земельный участок, расположенный в границах территории муниципального образования. Доводы ответчика о том, что указанные вопросы местного значения в данном случае разрешены, т.к. им созданы условия для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; на территории муниципального образования имеется свалка для сбора отходов, суд оценивает критически. Указанные доводы опровергаются самим фактом нахождения на спорном участке территории муниципального образования несанкционированно размещенных свалок отходов производства и потребления. Как установлено, в силу приведенных положений закона обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относятся к числу вопросов местного значения городского округа, а не Архангельской области, которая в лице Министерства имущественных отношений Архангельской области осуществляет только полномочия по распоряжению соответствующими земельными участками, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска, государственная собственность на которые не разграничена, при том, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Кроме того, суд обращает внимание, что в силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится также, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Согласно статье 2 Закона благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. На территории муниципального образования «Город Архангельск» действуют Правила благоустройства и озеленения города Архангельска (утв. решением Архангельского городского Совета от 31.05.2006 №169), согласно пункту 1.3 которых благоустройство города обеспечивается деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции. Проанализировав положения приведенных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации благоустройства и озеленения территории городского округа относится к числу вопросов местного значения и, таким образом, возлагается на ответчика, независимо от формы собственности на спорный земельный участок. Доказательств того, что указанные вопросы местного значения ответчиком в данном случае в отношении спорного участка территории решены надлежащим образом, по делу в несоблюдение статьи 56 ГПК РФ не представлено. Не нашли подтверждения в судебном заседании доводы ответчика со ссылкой на Правила благоустройства и озеленения города Архангельска (утв. решением Архангельского городского Совета от 31.05.2006 №169) о том, что часть спорного участка местности относится к прилегающей территории (расположена в пределах 15 метров от построек), ответственными за содержание которой в чистоте являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - владельцы соответствующих объектов, к которым прилегает территория. Из материалов дела не следует, что несанкционированно размещенные отходы располагаются на соответствующей прилегающей территории; ответчиком в обоснование его доводов в данной части не указано конкретное лицо, которое, по его мнению, несет обязанность по очистке территории от отходов. Согласно ответу администрации территориального округа Варавино-Фактория от 25.01.2012 г. №343-03/104 у местных жителей прилегающая к границам домовладения территория в районе спорного участка находится в должном санитарном состоянии. Иных возражений по иску ответчиком по существу не указано, доказательств отсутствия отходов на спорном участке территории, а равно отсутствия у ответчика обязанности по их уборке мэрией г. Архангельска не представлено. В остальной части доводы сторон не имеют правового значения по делу. Таким образом, мэрия г. Архангельска является надлежащим ответчиком по иску. С учетом изложенного, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. На ответчика с учетом требований статьи 206 ГПК РФ следует возложить обязанность ликвидировать три свалки бытового мусора площадью от 20 квадратных метров до 30 квадратных метров, несанкционированно размещенные на территории муниципального образования «Город Архангельск» в территориальном округе Варавино-Фактория по адресам: город Архангельск, улица Заливная, дом №9; город Архангельск, улица Заливная, дом №13; город Архангельск, проспект Ленинградский, дома №262 - №264, в непосредственной близости от уреза реки Северная Двина в кадастровом квартале 29:22:070102, - путем обеспечения сбора и вывоза указанных отходов. При определении срока, в течение которого указанная обязанность должна быть выполнена, суд учитывает обстоятельства того, что в данном случае отходы располагаются в водоохраной зоне и при установлении длительного срока исполнения решения (за пределами начала весеннего паводка в апреле 2012 г.) отходы могут попасть в водный объект, в результате чего будет причинен ущерб окружающей природной среде. С учетом изложенного, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности, возложенной на ответчика судебным решением, - до 10 апреля 2012 года. Суд полагает, что формулировка исковых требований позволяет идентифицировать спорный участок территории, в противном случае, заинтересованное лицо не лишается возможности обратиться в суд за разъяснением судебного решения. С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется. Таким образом, иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: иск прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Архангельск» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, - удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска в срок до 10 апреля 2012 года ликвидировать три свалки бытового мусора площадью от 20 квадратных метров до 30 квадратных метров, несанкционированно размещенные на территории муниципального образования «Город Архангельск» в территориальном округе Варавино-Фактория по адресам: город Архангельск, улица Заливная, дом №9; город Архангельск, улица Заливная, дом №13; город Архангельск, проспект Ленинградский, дома №262 - №264, в непосредственной близости от уреза реки Северная Двина в кадастровом квартале 29:22:070102, - путем обеспечения сбора и вывоза указанных отходов. На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Парфенов А.П. Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2012 года <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты>