2-1845/2012 О предоставлении места в ДОУ



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-1845/2012             15 марта 2012 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Капустиной А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герасимовской А.С. о признании незаконными действий (бездействия) мэрии г. Архангельска по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования,

установил:

Герасимовская А.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) мэрии города Архангельска, возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном образовательном учреждении № 172 «Клюковка» ее несовершеннолетнему сыну Г.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование заявления указала, что Департаментом образования мэрии г. Архангельска было отказано в предоставлении места ее сыну в детском дошкольном учреждении. Указанные действия расценивает как нарушение ее конституционного права на труд и достойное содержание семьи, а также как нарушение права ребенка на получение дошкольного образования. В связи с этим, заявитель просила возложить на мэрию г. Архангельска обязанность по предоставлению ее сыну места в детском саду согласно ее заявлению.

В судебном заседании Герасимовская А.С. на удовлетворении заявления настаивала по изложенным в заявлении основаниям. Полагала также, что для обеспечения доступности дошкольного образования место в детском учреждении должно быть предоставлено именно в садике № 172.

Представитель мэрии г. Архангельска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Также представили отзыв на заявление, из которого следует, что с заявлением не согласны, поскольку комплектование групп в детских учреждениях производится в порядке очередности, а потому удовлетворение требований заявителя нарушит права и законные интересы других состоящих на очереди лиц.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя мэрии г. Архангельска.

Заслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Учитывая п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела в порядке главы 25 ГПК РФ.

Как усматривается из материалов дела Г.И.С., сын Герасимовской А.С., родился ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается копией свидетельства о рождении и сторонами не оспаривался.

Согласно сообщению Департамента образования мэрии города Архангельска Г.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован на общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение территориального округа Варавино-Фактория г. Архангельска.

Место в детском дошкольном учреждении Г.И.С. не предоставлено и на день рассмотрения дела в суде, при этом ребенок достиг возраста ДД.ММ.ГГГГ месяцев.

Разрешая возникший спор о признании бездействия мэрии г. Архангельска, в части не предоставления несовершеннолетнему Г.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении незаконным, суд исходит из следующего.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе, дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст. 9 и 12 ГК РФ, принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливают необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18).

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов (далее - Типовое положение).

Согласно п. 3 и 4 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 8 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В силу положений ст. 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.

В городе Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18 мая 2009 года № 185, на начало учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 21 декабря 2010 года № 555 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».

В соответствии с п. 2.3. и 2.3.1. Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска.

Зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Архангельска, осуществляется ежегодно на 1 сентября. Допускается доукомплектование групп в течение года при наличии мест для детей в Учреждениях в порядке льготной очереди.

Согласно п. 2.4. Регламента срок предоставления муниципальной услуги - с момента обращения Заявителя.

Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: отсутствие документов, указанных в п. 2.6. Регламента; несоответствие представленных документов требованиям п. 2.6. Регламента; отсутствие свободных мест в Учреждении (п. 2.8 Регламента).

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа возложена на МО «Город Архангельск». При этом ни действующее федеральное, ни региональное законодательство не содержит ограничений в части обеспечения поступления (зачисления) ребенка в детское дошкольное учреждение исключительно в рамках поименованных в заявлении родителей (законных представителей) учреждений.

Доказательств принятия необходимых мер по организации предоставления на дату рассмотрения дела в суде бесплатного дошкольного образования сыну заявителя в соответствующих дошкольных учреждениях как на территории городского округа, так и в дошкольных учреждениях, указанных заявителем в поданном в департамент образования заявлении, со стороны заинтересованного лица не представлено.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П «положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ)».

Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

Конституционный Суд РФ в вышеупомянутом постановлении указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

При таких обстоятельствах, при наличии обязанности органа местного самоуправления по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия мэрии г. Архангельска в части не предоставления несовершеннолетнему Г.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения места в детском дошкольном учреждении незаконным и возложении на мэрию г. Архангельска обязанности принять Г.И.С. в детское дошкольное учреждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Для восстановления нарушенного права заявителя, исходя из норм указанного выше федерального законодательства, указание на обеспечение местом в конкретном дошкольном образовательном учреждении не требуется.

Вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему сыну заявителя в конкретном дошкольном образовательном учреждении возможно разрешить в порядке исполнения судебного решения.

В силу положений п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, поскольку законодательством предусмотрена компенсация понесенных судебных расходов с проигравшей стороны, уплаченная Герасимовской А.С. при подаче заявления государственная пошлина подлежит возмещению за счет заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Герасимовской А.С. о признании незаконными действий (бездействия) мэрии г. Архангельска по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска в части не предоставления несовершеннолетнему сыну Герасимовской А.С. - Г.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в детском дошкольном учреждении.

Обязать мэрию города Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Г.И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в детское дошкольное учреждение, расположенное на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Герасимовской А.С. в возврат уплаченной при подаче заявления государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2012 года.

Председательствующий              Е.В. Акишина