РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Дело № 2-1183/2012 12 марта 2012 года Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В., при секретаре Капустиной А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиевой А.Н. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, установил: прокурор г. Северодвинска Архангельской области обратился в суд в интересах Валиевой А.Н. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований указал, что Валиева А.Н., являясь инвалидом, в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Путевка на санаторно-курортное лечение ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ году не предоставлена. Просит обязать ответчика предоставить Валиевой А.Н. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от иска прокурора города Северодвинска Архангельской области. Валиева А.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Заявленные прокурором г. Северодвинска требования поддерживает. Желает получить путевку исключительно в санаторий «Беломорье» г. Архангельск. Представитель ответчика Прудникова А.С. в судебном заседании с иском не согласилась, указав на исполнение ответчиком обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, от которой Валиева А.Н. отказалась, а также указав на истечение календарного года, за который истец просит предоставить путевку. По определению суда и с согласия представителя ответчика, дело рассмотрено в отсутствие истца Валиевой А.Н. Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение. Согласно ч. 1, 5 и 7 ст. 11 данного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации», Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Фонд вправе осуществлять в 2011 году финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания 18 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Из материалов дела следует, что Валиевой А.Н. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в Фонд социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В качестве приложения к своему заявлению ей была представлена справка для получения путевки, выданная медицинским учреждением МУЗ «Северодвинская городская больница № 2 СМП», где предпочтительное место лечения (местный санаторий, иные курорты) отмечен санаторий «Беломорье», санаторий-профилакторий СМП. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно ст. 6.1 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно п. 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона включаются предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Часть 5 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе обеспечение граждан санаторно-курортным лечением. В соответствии с п. 3.3 и 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256. В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев. Согласно п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка). В соответствии с п. 3 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней. В соответствии с п. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», равно как и п. 1.9 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год. По окончании календарного года указанное право утрачивается. Из содержания данных правовых норм усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения, но при условии обращения до 1 декабря текущего года, и возможности использовать санаторно-курортное лечение до 31 декабря текущего года. Учитывая изложенное, рассмотрение иска о понуждении Фонда социального страхования РФ после 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения в этом году. При этом, законодательно установлено лишь право требования предоставления санаторно-курортного лечения в течение текущего года, тогда как право выбора инвалида санаторно-курортного учреждения законом не предусмотрено. В справке для получения путевки может быть лишь указано на предпочтительное место лечения, при этом обязанности Фонда социального страхования предоставлять санаторно-курортное лечение в определенном санатории законом не регламентировано. Основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний, которые согласно п. 3.6. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, подтверждается справкой для получения путевки. В соответствии с п. 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 г. № 256, срок действия справки на получение путевки составляет 6 месяцев. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ответчика предложена Валиевой А.Н. путевка в санаторий «Сольвычегодск» Котласского района Архангельской области со сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщено на обязательное предоставление медицинской справки, подтверждающей необходимость санаторно-курортного лечения, поскольку срок действия предыдущей справки истек в ДД.ММ.ГГГГ года. Однако, от получения путевки истец отказалась, медицинскую справку не предоставила. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. При таких обстоятельствах, учитывая сроки обращения прокурора в суд с настоящим иском (ДД.ММ.ГГГГ), предмет заявленных требований (предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ года), дату рассмотрения судом заявленных требований, сроки вступления решения суда в законную силу, фактическое исполнение ответчиком обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, от получения которой Валиева А.Н. отказалась, суд приходит к выводу, что заявленные требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Валиевой А.Н. к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2012 года. Председательствующий Е.В. Акишина